Режиссер маслянинского театра: я говорю с вами искренне
Кратко
Актеры и зрители искренне любят и уважают народный молодежный театр «Маски» и вместе с ним его создателя и бессменного режиссера Татьяну Петровну Рычихину.
В «Масках» выросли уже целые поколения актеров и даже, можно сказать, династии.
Родители, когда-то занимавшиеся в этом театре еще в Борково, приводили своих детей, а теперь, в Маслянино, ребята берут с собой младших братьев и сестер. Актеры и зрители искренне любят и уважают народный молодежный театр «Маски» и вместе с ним его создателя и бессменного режиссера Татьяну Петровну Рычихину. Татьяна Петровна – по праву одна из самых значимых фигур в культурной сфере Маслянинского района.
Время открытий и перемен
На земле маслянинской Татьяна Петровна появилась, когда приехала сюда на практику в январе 1984 года. В то время от культпросветучилища отправлялись практические группы, состоящие из студентов разных отделений, на три месяца: «Вот мы приехали такой группой, где были два хормейстера, я – будущий режиссер, музыкант и хореограф, и попали мы в Борковский сельский Дом культуры», – вспоминает Татьяна Петровна.
Борковский СДК считался одним из самых сильных сельских учреждений культуры. Тогда директором там была Ларионова Раиса Васильевна – легендарная личность и очень важный в жизни Татьяны Петровны человек, наставник.
Три месяца практики стали для будущего режиссера временем открытий не только в профессиональном плане. Поскольку человек она городской, из Томской области, все в деревне ей было в диковинку. Живые коровы и курицы хоть и не гуляли той зимой по улице, но задорно выглядывали из-за заборов и казались молодому культработнику настоящей экзотикой, а трактора, везущие сено, вызывали неподдельный интерес.
«Маски»
Практика закончилась, и Татьяна Петровна оставила деревенские открытия позади. Но ненадолго. Пришло по окончании обучения время распределения – без него тогда никак. Прислали на талантливого культработника персональный вызов. Наставница Раиса Васильевна тогда решила не упускать достойную замену себе. И с января 1985 года Татьяна Петровна стала жительницей села Борково Маслянинского района на целых двадцать лет. Здесь появились ее дети, здесь появилось и ее детище – театр «Маски», в 1995 году, первым спектаклем в котором стал «Конек-горбунок».
Сначала там занимались школьники. Закончили они школу, уехали учиться, создали семьи. И многие из ребят вернулись в село и привели в театр уже своих ребятишек, да и сами пришли. Теперь в театре были уже и взрослые, и дети. Там же, в Борково, в 2005 году театр «Маски» получил звание «народный».
Татьяна Петровна с теплотой вспоминает актеров борковского театра – Светлану Шпис, Татьяну Лугинину, Светлану Коврижных (Скобелеву) – это все актеры из первых выпускников режиссера. А еще Ирина Ковязина, Наталья Бледных, Лариса Ушакова, Сергей Перекашкин, Наталья Лапотько. «Я всегда своим нынешним актерам говорю, что «истоки» «Масок» – в Борково», – делится Татьяна Петровна.
Затем последовал переезд в Маслянино. Полтора года Татьяна Петровна проработала в методкабинете, отвечающем за работу с сельскими учреждениями, при отделе культуры, а потом ее зазывали возглавить районный Дом культуры. Так случается, что в административно-хозяйственной работе часто совсем нет места творчеству. Но Татьяна Петровна не бросила свой театр и продолжала режиссерскую работу. Да и к многозадачности работники культуры привычные. Потому что у сельского культработника трудовая концепция нехитрая, но насыщенная: он должен и петь, и танцевать, и шить, и рисовать. И у Татьяны Петровны хватало сил тогда, и хватает сейчас не только самой применять умения на практике, но и делиться ими с молодым поколением.
Новые «Маски»
С переездом Татьяны Петровны в Маслянино прекратил свое существование и народный театр «Маски» в Борково. Уже в поселке режиссер набрала группу старшеклассников – в основном, это были одноклассники ее дочери и сама дочка. Но прицела на «Маски» не было, тогда казалось, что этот театр уже в прошлом. И вот однажды приехали к нам в поселок специалисты на отборочный этап областного фестиваля. Решила Татьяна Петровна показать, какой у нее новый коллектив. Посмотрели жюри на ребят и, видимо, так им понравились юные артисты, что их режиссеру предложено было досрочно подтвердить народное звание театра – то есть, маслянинские «Маски» в 2007 году стали продолжением «Масок» борковских, только добавилось еще одно новое слово. Так появился на свет народный молодежный театр «Маски», который существует и по сей день, а в 2017 году появилась еще и театральная студия «Маскарята» для младших школьников.
Поеду в Новосибирск!
В городе Северске, откуда родом Татьяна Петровна, всегда существовали всякие кружки. Несмотря на то, что город закрытый, эти самые кружки были при каждом ЖЭКе. И у себя в городе еще маленькая Татьяна прошла, кажется, через все – и танцевала, и пела, и в театре играла. В старших классах попала в театральную студию при Дворце культуры им. Островского. Там-то она театром окончательно и «заболела».
А, вообще-то, всю юность Татьяна Петровна собиралась стать педагогом, готовилась поступать в пединститут, на учителя русского языка и литературы. И все вокруг так и думали – Татьяна пойдет по стопам мамы, педагога с более чем сорокалетним стажем: «И вдруг я в старших классах взбрыкнула и сказала, нет, поеду в Новосибирск в культпросветучилище. Причем, у нас ведь в Томске и свое такое есть, но Новосибирск тогда казался сродни столице, только в Сибири. Большой город привлекал своими просторами».
Воспитание через театр
Педагог, конечно, из режиссера никуда не делся. И в первую очередь в своей работе она опирается на желания и возможности детей. Через основную деятельность – театр, и через другие виды творчества. И пусть далеко не все юные актеры в дальнейшем изберут главной дорогой искусство, они будут достаточно подкованы и эрудированны: «Очень важно то, что дети понимают, что Чайковский – это композитор, а не сахар-рафинад». И в самом деле, находясь на репетиции театра «Маски», понимаешь, что буквально напитываешься знаниями.
А дети? Какое искреннее, неподдельное уважение к наставнику от них исходит, и какое четкое в них понимание, зачем вообще они все здесь. Аня Садохина занималась прикладным творчеством, но хотела больше динамики, и в театре получила это. Снежана Харламова начала еще с «Маскарят», а в прошлом году уже была стипендиатом губернаторской стипендии. Ярославу Тимошенко театр помог убрать скованность и поставить речь. Арина Хаустова занимается в театре первый год и пришла сюда именно за тем, чтобы изучить себя, раскрыть. Лиза Соловьева поборола страх сцены благодаря участию в постановках. А для Лиды Беженцевой театр – это возможность выпустить на волю эмоции, вот прямо на всю катушку. Ярослав Мочалов влюбился в театр, увидев постановку «Алые Паруса» в новосибирском «Глобусе» и решил и сам непременно выступить на сцене. Вероника Ковалева в театре уже давно, сейчас она – ассистент режиссера. А для Есфирь Красновой театр – уже родное место. Да вообще, для всех ребят «Маски» – словно второй дом. Они сами в этом признались.
Просто – поговорить
Почему же так? Татьяна Петровна предполагает, что все это потому, что она никогда не обманывает детей. Говорит с ними искренне и прямо. В театре ребята имеют возможность говорить друг с другом, со старшими. Бывает, после репетиций остаются – именно поговорить. Одним из самых ярких в обсуждении спектаклей стал «Все, что тебя задевает» про буллинг. Оказалось, что для детей эта тема очень актуальна: «И этот спектакль вдруг такие пласты в них сковырнул! И они настолько искренне играли!»
В театре под наставничеством Татьяны Петровны ребята учатся преодолевать себя, держать себя. Это навыки, которые пригодятся не только в творческой деятельности, но и в реальной жизни. Ведь бывают такие ситуации, когда мы где-то сомневаемся в себе, где-то тушуемся, но держаться уверенно и не подавать виду, что что-то не так – крайне полезное умение.
Занятия с Татьяной Петровной тренируют и внутреннюю силу, помогают найти мотивацию к чему-либо. Например, конкурс – это всегда стресс. Любой выход на сцену, это выход из зоны комфорта. А его же надо как-то пережить, как-то для себя его в голове обозначить. Потому что не всегда риск оправдывает себя. Можно съездить на конкурс и, по какой-то причине, не получить награду. А причины могут быть разные. Творчество – это ж дело субъективное. Поэтому всегда самого себя нужно мотивировать и понимать, почему будут снова спектакли, почему будут снова конкурсы. И дети в «Масках» непрерывно учатся этим навыкам.
И сами спектакли, они ведь тоже рождаются не просто так. Они появляются из того, что цепляет Татьяну Петровну, из того, что откликается в детях. Например, спектакль «Маугли» стал своеобразным наставлением режиссера выпускникам, отправляющимся во взрослую жизнь. А когда в «Масках» настал романтический период, родился спектакль «Аллилуйя любви».
Признание – высшая награда
Труд Татьяны Петровны по праву не раз отмечен высокими наградами. В начале февраля 2024 года режиссер народного молодежного театра «Маски», Почетный работник культуры Новосибирской области отмечена Благодарностью министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу.
И верится, что за свой труд Татьяна Петровна еще не раз будет отмечена наградами. Впереди у нее планы на серьезные спектакли с острыми темами, которые однозначно откликнутся в душах зрителей.
Каждую премьеру театра «Маски» жители Маслянинского района ждут с нетерпением. И всегда непременно хочется поскорее узнать, что же нового заготовлено в этот раз. Лишь только видишь на афише фамилию режиссера и интригующее название спектакля – всё, начинается отсчет времени до тех мгновений, пока на сцене не развернется действие. И, наверное, это самый сильный показатель уважения к творчеству Татьяны Петровны, к ее непрекращающейся творческой работе. Признание коллег, актеров и зрителей – это высшая награда.