Накрутили – обманули
Кратко
Добросовестные правообладатели получают меньше отчислений, при этом недобросовестные лица, «накрутившие» свой рейтинг, получают больше.
В настоящее время отмечается тенденция по манипулированию результатами измерений просмотра или прослушивания контента на видехостингах и на стриминговых платформах.
Недобросовестные лица различными техническими способами намеренно «накручивают» просмотр/прослушивание определенных произведений, что влияет на распределение средств среди площадок и правообладателей. Добросовестные правообладатели получают меньше отчислений, при этом недобросовестные лица, «накрутившие» свой рейтинг, получают больше.
Манипуляции с цифровыми объектами, в том числе имитация в больших масштабах естественной деятельности и профилей пользователей посредством автоматизированных процессов, манипулятивные учетные записи, угрожают доверию потребителей и компаний к цифровым товарам и услугам.
Манипулирование просмотром и прослушиванием контента приводит к искажению реальных пользовательских предпочтений.
Среди факторов, свидетельствующих о манипулировании, можно отметить:
– необычно высокая доля либо бесплатных, либо премиум-просмотров;
– необычно высокая доля определенных типов устройств;
– необычно высокая доля мобильных устройств по сравнению с настольными;
– подозрительное количество пропусков (в целом и/или по отдельным клиентам);
– подозрительная продолжительность воспроизведения (например, трек постоянно пропускается после 31 или 53 секунд – в целом и/или для отдельных клиентов);
– необычное количество воспроизведений одним отдельным пользователем (отметка даты/времени/продолжительность);
– все просмотры поступают из одного определенного списка воспроизведения;
– пользователи, проявляющие подозрительное поведение с точки зрения местоположения, времени суток, в которое они транслируют (например, посреди ночи, в то время как раньше они обычно получали контент только днем).
Борьба с накрутками и иными формами внешней манипуляции рекомендациями, когда это не связано с рекламой, является серьезным вызовом для всех сервисов-платформ.
Одним из подходов, позволяющих снизить риск стремительного распространения деструктивной информации, может быть реализация функционала жалоб. Пользователи, выявившие деструктивный или опасный характер материала, должны иметь возможность сформировать жалобу или поставить соответствующую отметку. В свою очередь алгоритмам рекомендательных систем следует учитывать эти жалобы, отметки и иные формы оценки негативного потенциала конкретных материалов при включении их в рекомендации, в т. ч. блокировать попадание в рекомендации объектов, на которые поступила критическая масса жалоб пользователей – даже вопреки общему количеству признаков широкого интереса пользователей к такому объекту.
Там, где это применимо, допускается внедрение рекомендаций, предлагающие пользователю совершить те или иные действия в целях сохранения своего здоровья, в т. ч. прервать использование сервиса для разминки, отдыха или сна.
Например, предположим, агрегатор доставки из ресторанов замечает, что потребитель заказывает только жирный фаст-фуд, этично ли явным образом предложить ему более здоровую пищу? У Netflix есть функционал «вы все еще смотрите?», вопрос возникает, когда продолжительность безостановочного просмотра достигает нескольких часов. При отсутствии ответа в течение нескольких минут воспроизведение останавливается, т. к. сервис предполагает, что зритель уснул. Бортовой компьютер BMW предлагает водителю прерваться на отдых или кофе после нескольких часов езды без остановки.