О друге детства и юности
Кратко
Совсем недавно в одном из номеров нашей районной газеты, на одной из страниц, я увидел снимок своего друга детства и юности – Вани Усольцева.
Совсем недавно в одном из номеров нашей районной газеты, на одной из страниц, я увидел снимок своего друга детства и юности – Вани Усольцева.
Снимок 1969 года. Полвека прошло с тех пор. Ваня – кудрявый, черноволосый, с голубыми глазами, с баяном. Аккомпанирует певице – молодой, незнакомой девушке.
Сразу нахлынули воспоминания. Тем более только-только закончился год 70-летнего юбилея нашей музыкальной школы – школы искусств. Ведь Ваня Усольцев (Иван Лукич) был педагогом школы с 1969 года около десяти лет.
Это был красивый молодой человек, с не менее красивым и богатым внутренним миром. Многие ученики, я надеюсь, помнят уроки музыкальной литературы, которые он вел. Иллюстрировал свои рассказы о композиторах и их творчестве прекрасным исполнением на фортепиано.
У Вани в раннем детстве умерла мама, и, видимо, это сказалось на его здоровье и впоследствии отразилось тяжелым заболеванием.
В далеком теперь уже 1961 году мы с Ваней поступили в нашу Маслянинскую музыкальную школу на народное отделение по классу баяна. На основе общих интересов (нам даже один писатель нравился – знаменитый фантаст того времени Иван Антонович Ефремов, его «Туманность Андромеды», «Лезвие Бритвы»…), любви к музыке у нас завязалась крепкая дружба. Педагогом у Вани был Александр Николаевич Микляев, у меня – Григорий Андреевич Власенко. Это были талантливые, прекрасные, душевные, очень чуткие учителя. Хор с первого класса посещали все учащиеся – конечно, те, у кого был хороший голос. Вел хоровой коллектив сам директор школы, легендарная личность в районе – Анатолий Павлович Колотий. Который с тем составом учителей добился того, что сейчас у нас в поселке есть прекрасное здание школы искусств, она открылась в 1981 году.
Я помню белый баян с голубыми мехами, на котором божественно играл Александр Васильевич Трепухалов, преподаватель по классу баяна. Помню всё, что разучивали в хоре. И классику, и народные песни, песни советских композиторов… Одна из них, на музыку Дмитрия Дмитриевича Кабалевского, – «Тропинка». «Тропинка, тропинка, тропинка первая моя…» Вот эта тропинка и вывела меня и моего друга Ваню Усольцева на большую дорогу жизни. И главную роль в ней сыграла музыка.
Мы учились в то время, когда в стране были созданы почти все условия для развития детей музыкой, искусством. Еще до войны и во время войны строилось великолепное здание Новосибирского театра оперы и балета. 12 мая 1945 года состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин». По стране были созданы 12 русских государственных хоров: Северный в Архангельске, Волжский в Куйбышеве на Волге, Рязанский, Кубанский хор в Краснодаре, Уральский в Свердловске, Омский, Сибирский в Новосибирске и другие. Была создана сеть детских музыкальных школ – не только в городах, но и в районных центрах. В 1950 году и в Маслянино была открыта музыкальная школа.
Закончив ее в 1965 году, мы с Ваней поступили в Новосибирское музыкальное училище с отличными оценками на народное отделение. Само музыкальное училище было открыто в год Великой Победы – в 1945-м. Консерватория, единственная за Уралом, была организована в 1956 году. Учеба в училище оставила неизгладимые впечатления и повлияла на всю нашу жизнь. Преподаватели были в основном выпускниками консерваторий из Москвы, Ленинграда, Киева и самого Новосибирска. В 1966 году доцент консерватории композитор Юрий Николаев начал вести факультатив по композиции. Дирижер оркестра радио и телевидения И. М. Гуляев вел оркестр народных инструментов.
Мы с Ваней уже на втором курсе работали в разных музыкальных коллективах Новосибирска. В 1967 году я побывал в Москве на гастролях в качестве музыканта оркестра – мы выступали в Кремлевском Дворце съездов и на площадках города. Ваня через год тоже посетил Москву с концертом на ВДНХ – с ансамблем Новосибирского Дома культуры железнодорожников.
В 1969 году я закончил училище с отличием по специальности и поступил в консерваторию. Ваня через год тоже закончил с отличием и тоже поступил в высшее музыкальное заведение Новосибирска. Надо заметить, что в те годы на территории от Урала до Владивостока Новосибирская консерватория была единственным высшим музыкальным учреждением. И поступить туда было практически невозможно.
Конечно, не все было безоблачно. Перед поступлением в училище мы с Ваней приехали в Новосибирск вечером. Город мы не знали. У Вани здесь жила тетя, а у меня никого не было. Ночь мы провели с ним на вокзале. С собой были инструменты, и спали мы поочередно прямо на полу. Потом я полгода жил в училище, спал прямо на стульях, когда все преподаватели и студенты уходили домой.
Вспоминается такой случай. В последних числах октября, около десяти часов вечера (я жил еще тогда на квартире), мы с Ваней выходили из училища с инструментами на плечах. Мне было 15 лет, Ваня постарше, но я был покрепче и выше ростом. Было темно, безлюдно. Вдруг из ворот вышли и нас окружили пять или шесть крепких парней. Один из них попросил закурить. Я ответил, что не курю. И моментально понял, что это только предлог. Крикнул Ване: «Беги на остановку!» Остановка трамвая была метрах в 150-200, там можно было позвать людей на помощь. В то же самое время почувствовал страшный удар и стал падать, теряя сознание.
Позже, уже на следствии, я узнал, что один из окруживших нас парней выломал из изгороди кол и сзади ударил меня по голове. Остальные стали пинать меня, уже упавшего, и, схватив баян, убежали. У них был нож, но применить его они не успели, потому что от остановки уже бежали люди. Очень быстро приехала милиция, и в 12 ночи бандитов уже поймали. Оказалось, что их должны были забрать в армию, они решили это событие отметить. И уже продали мой баян в Нахаловке – был такой, криминально известный, район в городе. Но выпить им не пришлось. После оказания мне медицинской помощи в милиции я увидел высокого, здоровенного парня, в руках у которого был мой баян. Парня вел майор и в какой-то момент ударил задержанного. Я, вроде как, даже сжалился, но майор мне ответил: «Он бы тебя не пожалел».
Начали работать мы с Ваней в нашей музыкальной школе с 1969 года. В консерватории учились заочно. Нагрузка была неимоверной. Осложняло ситуацию то, что мы занимались на первом этаже, а над нами, на втором, работала спортивная школа (секция штанги). Шум, удары тяжелой штанги об пол – приятного мало, но работали мы с энтузиазмом. Ведь это родная школа, и рядом с нами наши родные учителя.
Нас, молодых педагогов, привлекали, когда нужно было помочь в каком-нибудь концерте. К примеру, в декабре-январе 1972 года, когда в Новосибирске проходил заключительный фестиваль-смотр, посвященный 50-летию образования СССР, наш академический хор под руководством А. П. Колотия заслужил высокую оценку и выступал в заключительном концерте фестиваля на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Тогда такое было возможно, потому что работал лозунг: «Искусство принадлежит народу».
В последних числах декабря 1969 года (мне это особенно запомнилось) директор музыкальной школы А. П. Колотий, директор вечерней школы В. А. Созинов и мы с Ваней приняли участие в предвыборной кампании П. Л. Аршавского, в то время руководителя района. Снега тогда было много, машины застревали на дорогах. Приходилось идти пешком по тайге, по сугробам с инструментами. А. П. Колотий и В. А. Созинов пели романсы, отрывки из опер. Мы с Ваней играли дуэтом – «Танец Эгины» из балета «Спартак» Хачатуряна, его же «Танец с саблями», «Волжские напевы» А. Шалаева и много других пьес. Все концерты проходили в клубах, в школах, нас слушали с большим вниманием и восхищением. Были вопросы: не из Академгородка ли мы?
Осенью наш дуэт записали на областном радио. И это уже – история! При желании, наверно, эту запись можно найти. Нам даже поступило предложение работать в областной филармонии в качестве концертирующих музыкантов. И мы даже купили немецкий баян «Вельтмайстер». Но этой мечте не удалось сбыться.
Вскоре Ваня уезжает в Новосибирск. И уже там встречает девушку, уезжает в Узбекистан, где женится. И там же его призывают в армию (несмотря на то, что у него уже было серьезное заболевание, которое начало прогрессировать). Служил он на полуострове Мангышлак. Уже больным вернулся в Маслянино. Работал в филиале музыкальной школы в Борково. Потом жил в Черепановском районе.
Последний раз я его видел в Черепаново на вокзале в 1989 году, когда ехал на 60-летие В. М. Шукшина в Сростки.
Конечно, Анатолию Павловичу Колотию не надо было отпускать Ваню, совсем еще молодого человека. Ведь у него уже тогда были проблемы со здоровьем. Да и в армию его здесь не брали. А вот в Узбекистане взяли на службу сразу после женитьбы, признав здоровым.
Иван Лукич Усольцев был талантливым музыкантом, педагогом, неординарным человеком. На одной из встреч он сказал мне: «Ты знаешь, я видел Христа. Он такой молодой, красивый…» Таким же молодым и красивым я запомнил Ваню.
Геннадий МОИСЕЕВ