“Вопрос-ответ” от Роспотребнадзора
Кратко
Знай свои права
Распродажа без примерки
– «В магазине видела объявление: «Распродажа, без примерки». На просьбу о примерке шорт, продавец отказала, мотивируя тем, что это частный магазин и примерочной запрещено пользоваться».
– Согласно п.12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 номер 55, продавец (вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности) обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками. Рекомендуем по этому факту оставить в книге отзывов и предложений соответствующую запись либо обратиться к продавцу в письменной форме о принятии мер реагирования в связи с нарушением прав покупателя.
Передвинул стену
– «Я сделал в своей квартире ремонт: передвинул стену, совместил санузел и ванную комнату, установил кондиционер. Официальных разрешений на все эти действия не получал. Теперь засомневался: а чем по закону мне грозит такая «самодеятельность?»
– На установку бытового кондиционера в жилом помещении разрешение не требуется. Передвижение стены, совмещение санузла и ванной комнаты согласно ст. 25 ЖК РФ является перепланировкой и переоборудованием. Выполнение этих работ без согласования с органом местного самоуправления признается самовольной перепланировкой, что влечет наступление административной ответственности по ст. 7.21 КоАП РФ, кроме того, грозит обязанностью привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ст. 29 ЖК РФ). В случае если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 статьи 29 ЖК РФ, принимает решение: 1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние; 2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
Подозрительное масло
– «Помогите разобраться в ситуации: купила в магазине брикет сливочного масла, срок реализации не истек, дома обнаружили, что масло некачественное (затхлый вкус, сверху желтый налет), отнесли обратно в магазин, продавец взяла товар, сказала, что разберется (деньги не вернула, сказала, что она не хозяйка магазина), через два дня сообщила, что отдали масло на экспертизу, что масло не просроченное, хорошее, и пригрозила, что если экспертиза будет хорошая, то мы еще будем платить за нее. Кто прав в этой ситуации?»
– В силу положений п.п. 1, 5 ст. 4, п. 4 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» пищевой продукт в течение срока его годности должен соответствовать обязательным требованиям качества и безопасности. При нарушении этого требования, на основании ст. 18 Закона, потребитель вправе предъявить требование продавцу об отказе от исполнения договора и возврате уплаченной за такой товар денежной суммы. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку его качества. При несогласии покупателя выводами продавца о соответствии товара установленным требованиям, по требованию потребителя проводится экспертиза товара. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы.
Опять обманывают-обвешивают
– «Подскажите, пожалуйста, как вести себя в ситуации постоянного обвешивания?
– Рекомендуем не покупать товар у такого продавца, а также по этому факту обратиться с письменным заявлением к руководителю, администрации торгового объекта (рынка, магазина, киоска), в правоохранительные органы. Кроме того, вы вправе сделать соответствующую запись в книге отзывов и предложений для сведения руководства об их работниках, допускающих постоянный обман.