Яндекс.Метрика
Общество

В регионе расширены программы поддержки предпринимателей

Кратко

Во исполнение подпункта «а» пункта 4 перечня поручений с 3 апреля 2020 года предприятия базовых отраслей экономики Новосибирской области в сферах строительства, промышленности, сельского хозяйства, связи, энергетики, добычи полезных ископаемых полностью возобновили свою производственную деятельность.

Во исполнение подпункта «а» пункта 4 перечня поручений с 3 апреля 2020 года предприятия базовых отраслей экономики Новосибирской области в сферах строительства, промышленности, сельского хозяйства, связи, энергетики, добычи полезных ископаемых полностью возобновили свою производственную деятельность.

В целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации на территории Новосибирской области, в соответствии с постановлениями Губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 № 43 «О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации» и от 31.03.2020 № 48 «Об отдельных ограничительных мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения» в редакции постановления Губернатора Новосибирской области от 29.09.2022 №180 «О внесении изменений в отдельные постановления Губернатора Новосибирской области» срок действия дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации установлен до 24:00 31 декабря 2022 года.

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области» в редакции постановления Правительства Новосибирской области от 13.07.2022 № 328-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 №72-п» сохраняются мероприятия, необходимые для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусмотренные санитарно-эпидемиологическими требованиями, санитарными правилами и нормами, постановлениями, предписаниями, предложениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области, правовыми актами Российской Федерации, в том числе правовыми актами Новосибирской области.

Исполнительными органами государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории Новосибирской области, приняты меры по реализации требований и рекомендаций режима повышенной готовности. Исполнительными органами государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области обеспечен контроль за соблюдением персоналом мест с массовым пребыванием людей предусмотренных законодательством санитарно-эпидемиологических требований.

В дополнение к федеральным мерам поддержки 8 апреля 2020 года Губернатором Новосибирской области согласован План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению поддержки экономики Новосибирской области в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), размещенный на официальном сайте Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области. 

21 марта 2022 года Губернатором Новосибирской области утвержден План по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области, размещенный на официальном сайте Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области.

Реализация Плана первоочередных мероприятий и Плана по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области позволила смягчить негативные последствия в экономике Новосибирской области.

По итогам 9 месяцев 2022 года индекс производства Новосибирской области к аналогичному периоду 2021 года составил 101,8%. По основным видам экономической деятельности в промышленности сложились следующие индексы производства: «Добыча полезных ископаемых» ‒ 108,3% к аналогичному периоду 2021 года, «Обрабатывающие производства» – 101,3%, «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – 108,8%, «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» ‒ 70,4%.

В 2022 году на поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности в рамках мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 № 291-п (далее – государственная программа развития промышленности), за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предусмотрено 204,6 млн рублей. Кроме того, в целях поддержки научно-производственных центров Новосибирской области в рамках мероприятий государственной программы развития промышленности распоряжением Правительства Новосибирской области от 05.05.2022 № 195-рп из резервного фонда Правительства Новосибирской области дополнительно выделено 19 млн рублей.

По состоянию на 1 ноября 2022 года государственная поддержка в виде субсидий была оказана 12 промышленным организациям Новосибирской области на возмещение части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование на общую сумму 28,7 млн рублей, а также семи научно-производственным центрам в виде субсидий на компенсацию части затрат на проведенный комплекс работ по созданию новых материалов, технологий, опытных образцов (опытных партий) инновационной высокотехнологичной продукции и на приобретенное специальное исследовательское, опытно-экспериментальное оборудование и приборы в объеме 23,3 млн рублей.

Государственный фонд развития промышленности Новосибирской области предлагает льготные условия финансирования субъектам деятельности в сфере промышленности путем предоставления целевых займов под процентную ставку от 1% до 5% годовых, сроком до 5 лет в объеме от 5 млн рублей.

С целью повышения доступности финансовых ресурсов для промышленных организаций региона, стимулирования притока прямых инвестиций в реальный сектор экономики Новосибирской области, в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 19.04.2022 № 166-рп выделено 170 млн рублей из резервного фонда Правительства Новосибирской области на докапитализацию ФРП НСО. Средства предусмотрены на новую программу ФРП НСО «Технологический потенциал» в целях поддержки проведения промышленными организациями Новосибирской области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения перспективных технологий, производства новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим потенциалом.

За прошедший период 2022 года ФРП НСО промышленным организациям Новосибирской области предоставлено семь льготных займов на общую сумму 167,3 млн рублей. 

За счет средств федерального бюджета в июле 2022 года ФРП НСО приступил к оказанию финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в форме грантов на компенсацию части затрат на возмещение процентов по кредитным договорам, заключенным в целях пополнения оборотных средств. По состоянию на 1 ноября 2022 года промышленным организациям Новосибирской области выдано 23 гранта на общую сумму 20,1 млн рублей.

В соответствии с Законом Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» субъектам деятельности в сфере промышленности Новосибирской области предоставлены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет Новосибирской области. Общий объем предоставленных налоговых льгот по итогам первого полугодия 2022 года составил 47,9 млн рублей. 

Сельскохозяйственные организации Новосибирской области относятся к непрерывно действующим и работают в штатном режиме.

Посевная площадь под урожай 2022 года в хозяйствах всех категорий составила 2 380,1 тыс. га (103,2% к уровню 2021 года), в том числе зерновые и зернобобовые культуры размещены на площади 1 522,1 тыс. га (101,7% к уровню 2021 года), посеяно технических культур 351,6 тыс. га (138% к уровню 2021 года), кормовых культур – 483,8 тыс. га (90,9% к уровню 2021 года), посажено картофеля 18,8 тыс. га (103,4% к уровню 2021 года), овощей открытого грунта – 3,8 тыс. га (95,9% к уровню 2021 года).

Прогнозируемый валовой сбор зерна в 2022 году в весе после доработки в хозяйствах всех категорий составит 3,2 млн тонн, картофеля 270 тыс. тонн, овощей открытого грунта 85 тыс. тонн.

По состоянию на 30 сентября 2022 года план заготовки сена на предстоящую зиму 2022/2023 года выполнен на 98,1%, сенажа на 98,9%. Силосных культур убрано с площади 36,7 тыс. га (89% к плану 2022 года), собрано 537,2 тыс. тонн зеленой массы. Кормообеспеченность на одну условную голову (без зернофуража и переходящих остатков кормов прошлого года) составила 19,2 ц к. ед.

На начало октября 2022 года в хозяйствах всех категорий содержалось 441,3 тыс. голов крупного рогатого скота (94,8% к соответствующему периоду 2021 года), в том числе 180 тыс. голов коров (96,3% к соответствующему периоду 2021 года), 448 тыс. голов свиней (83,5% к соответствующему периоду 2021 года), 174,2 тыс. голов овец и коз (84,9% к соответствующему периоду 2021 года), 10 746,4 тыс. голов птицы (105,7% к соответствующему периоду 2021 года).

За 9 месяцев 2022 года в хозяйствах всех категорий произведено: молока – 687,3 тыс. тонн (104,4% к соответствующему периоду 2021 года), мяса скота и птицы в живом весе – 173,7 тыс. тонн (106,7% к соответствующему периоду 2021 года), яиц – 946,7 млн штук (115,8% к соответствующему периоду 2021 года).

Продолжено техническое переоснащение сельскохозяйственного производства. За 9 месяцев 2022 года приобретено 1 918 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму 9 000,0 млн рублей, в том числе тракторов 224 единицы (94,5% к плану 2022 года), зерноуборочных комбайнов 137 единиц (83% к плану 2022 года), кормоуборочных комбайнов 16 единиц (133,3% к плану 2022 года). Компенсация части стоимости технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета Новосибирской области составила 2,1 млрд рублей, что в 2,3 раза превышает уровень соответствующего периода 2021 года.

За 9 месяцев 2022 года объем государственной поддержки сельскохозяйственного производства в рамках реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п, составил 3,3 млрд рублей (148% к уровню соответствующего периода 2021 года), в том числе за счет средств федерального бюджета 0,8 млрд рублей.

Строительный комплекс – крупная отрасль экономики Новосибирской области, которая обеспечивает создание и ускоренное обновление основных фондов.

В 2022 году строительная отрасль в Новосибирской области работает без сбоев. За 9 месяцев 2022 года на территории Новосибирской области введено в эксплуатацию 1,773 млн кв. м жилья (100,7% от планового показателя 2022 года, 133,9% к аналогичному периоду 2021 года). Объем ввода жилья в многоэтажных домах в абсолютном выражении составил 1,043 млн кв. м (123% к аналогичному периоду 2021 года) или 58,8% от общего объема введенного жилья. Объем ввода малоэтажного жилья в Новосибирской области составил 0,730 млн кв. м (153,4% к аналогичному периоду 2021 года) или 41,2% от общего объема введенного жилья.

Одним из важнейших направлений формирования реального сектора экономики является развитие малого и среднего предпринимательства, которое имеет высокую социальную значимость. По состоянию на 10 ноября 2022 года в Новосибирской области было зарегистрировано 143 010 субъектов малого и среднего предпринимательства. Оборот малых и средних предприятий Новосибирской области в январе–июне 2022 года составил 1 061,0 млрд рублей, что составляет 49,4% оборота всех организаций региона.

В 2022 году на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.01.2017 № 14-п, за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, предусмотрено 464,4 млн рублей. За прошедший период 2022 года на реализацию мероприятий данной программы направлено 461,1 млн рублей.

В 2022 году оказана финансовая поддержка 16 субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, на общую сумму 23,5 млн рублей. Гранты в форме субсидий предоставлены 57 социальным предприятиям и молодым предпринимателям на финансовое обеспечение затрат в объеме 27 млн рублей.

Расширены программы поддержки Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области и Микрокредитной компании Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на значительное повышение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, в 2022 году Фондом микрофинансирования займы субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлялись по ставке 9,5% годовых, а с 19 сентября 2022 года ставка по микрозаймам составляет 7,5% годовых. За прошедший период 2022 года Фондом микрофинансирования выдано 380 микрозаймов на общую сумму 871,1 млн рублей, в том числе 33 микрозайма самозанятым гражданам на сумму 9,1 млн рублей. Фонд микрофинансирования продолжает реализацию антикризисных программ по изменению графика погашения микрозаймов, увеличению максимально возможной суммы микрозайма на цели пополнения оборотных средств, увеличению максимальной суммы микрозайма без залога. За отчетный период 2022 года Фондом микрофинансирования принято 85 положительных решений по вопросам реструктуризации микрозаймов и предоставления кредитных каникул, 72 положительных решения по увеличению максимально возможной суммы микрозайма на цели пополнения оборотных средств и 70 положительных решений по увеличению максимальной суммы микрозайма без залога.

Субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим потребность в кредитовании, доступно поручительство Гарантийного фонда. За прошедший период 2022 года Гарантийным фондом выданы поручительства 468 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 3 304,2 млн рублей, что позволило привлечь 7 850,6 млн рублей в экономику Новосибирской области. С целью ускорения принятия решения о предоставлении поручительства Гарантийным фондом расширена практика предоставления поручительств на основании скоринговой модели: сумма предоставляемого поручительства увеличена до 7,5 млн рублей (для Новосибирского социального коммерческого банка «Левобережный» (публичное акционерное общество) – до 10,0 млн рублей), снижена плата за поручительство до 0,75% годовых от суммы, обеспеченной поручительством Гарантийного фонда. Срок рассмотрения заявок по скоринговой модели составляет один день. В настоящее время большинство заявок рассматривается на основании скоринговой модели.

По итогам 6 месяцев 2022 года отмечалось замедление инвестиционной активности организаций Новосибирской области. На развитие экономики и социальной сферы в январе–июне 2022 года направлено 111,6 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что на 3,3% ниже уровня соответствующего периода 2021 года. За 9 месяцев 2022 года объем инвестиций в основной капитал оценивается в 167,0 млрд рублей.

Поддержка инвестиционной деятельности в регионе осуществляется в рамках мероприятий государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 № 126-п. За 9 месяцев 2022 года государственной поддержкой инвестиционной деятельности в виде субсидий и налоговых льгот по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, подлежащим зачислению в областной бюджет Новосибирской области, воспользовались 23 инвестора на общую сумму 193 млн рублей.

Работа ведется во исполнение подпункта «а» пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам, связанным с санитарно-эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, 11 мая 2020 г. от 15.05.2020 № Пр-818.

Яндекс.Метрика