Третье место в конкурсе за урок по финансовой грамотности в Маслянинской школе номер 2
Кратко
Учитель начальных классов Маслянинской школы номер 2 Наталья Валерьевна Трухина так хорошо рассказывает детям про деньги, что, поучаствовав в региональном конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», вошла в тройку победителей в номинации «Финансовая грамотность»! И теперь этот урок войдет в сборник уроков по финансовой грамотности.
Во Франции изобрели формулу счастья. И деньги в нее не входят. Ну и пусть французы будут счастливы без денег! А мы-то понимаем, да, счастье не в купюрах и монетах, и даже не в их количестве.
Быть счастливым можно, правильно распоряжаясь своими финансами.
В школе этому обучают на специальном уроке по финансовой грамотности. Учитель начальных классов Маслянинской школы номер 2 Наталья Валерьевна Трухина так хорошо рассказывает детям про деньги, что, поучаствовав в региональном конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», вошла в тройку победителей в номинации «Финансовая грамотность»! И теперь этот урок войдет в сборник уроков по финансовой грамотности.
Наталья Валерьевна признается, что она вместе с учениками не ожидала победы, даже не надеялись – уровень соревнований высокий и много достойнейших соперников. Но когда она стала рассказывать о том, как ведет уроки, сразу стало понятно – победа досталась достойному кандидату за труд, талант, любовь к работе и детям.
От шкурок к купюрам
Тема урока, записанного на видео для конкурса, была о том, какие бывают деньги. Третьеклассники Натальи Валерьевны сначала подошли к общему понятию – что такое деньги? Ребята окунулись в историю и узнали, что когда-то в качестве денег люди использовали различные ценные ресурсы – шкуры животных, ракушки, бересту, рыбу, соль. Дети не просто слушали, как на лекции с монотонным «бу-бу-бу», они активно взаимодействовали с учителем. Например, уже без помощи Натальи Валерьевны они пришли к выводу о том, что однажды такой обмен стал просто невыгодным, и нарисовалась необходимость в универсальных деньгах. Сами подумайте, вот есть у вас соль, а у соседа рыба, вы поменялись, и толку? Как рыбу без соли-то?.. И дети поняли – теми самыми универсальными деньгами стали монеты и купюры.
Наталья Валерьевна тему объясняла не на пальцах, а на практике. Ее ученики, перейдя к вопросу о валюте, посмотрели и потрогали деньги разных стран, от бата из Таиланда до тенге из Казахстана. Ученикам было интересно играть в своеобразное лото с несколькими кошельками: в одном была иностранная валюта, в другом лежали родные рубли, а в третьем – те деньги, что уже вышли из обихода.
На уроках по финансовой грамотности во второй школе всегда присутствует интересный персонаж – Леша Копейкин, который помогает ребятам изучать новые темы. На конкурсном уроке Леша Копейкин отправился в путешествие. В поездке он покупал билет на автобус за наличные, расплачивался в магазине за печенюшки банковской картой, получал на руки чеки. Дети постоянно обсуждают, в каких ситуациях был прав и не прав Леша. Например, однажды он сделал дома уборку и потребовал с дедушки зарплату. Единогласно решили – тут мальчик поступил неправильно.
Тема денег всегда связана с моральным аспектом, с воспитанием. На уроках дети вместе со своим педагогом изучают различные литературные произведения, которые воспитывают в них высокие моральные качества и формируют правильное отношение к деньгам. Наталья Валерьевна поделилась, что, к сожалению, многие пословицы и поговорки, которые раньше были слышны на каждом шагу, сейчас детям неизвестны, а ведь это народная мудрость, приобретаемая тысячелетиями. Она объясняла ребятишкам значение пословицы «Копейка рубль бережет», а еще «Мал кусок да сладок». Приближаясь к концу урока, дети послушали притчу про мальчика, который был ленивым и никогда не трудился, поэтому не знал ценности деньгам. Чтобы научиться ценить заработанное, парню пришлось пройти тернистый путь. Иногда и такое нужно! А чтобы лучше запомнился материал, ученики, слушая рассказ Натальи Валерьевны, показывали по нему экспромт кукольного театра.
Оценивали прошедший урок ребята тоже в денежном эквиваленте. Нарисованном, конечно. В копилку складывали монетки по настроению. Желтые – все понравилось, все понятно, все интересно. Синие – есть сомнения, еще не все понятно. Красные – непонятно, неинтересно. Красных монеток в копилке не оказалось!
Деньги – это про жизнь
А ведь поначалу у Натальи Валерьевны были сомнения насчет нового предмета в далеком 2017 году. Именно тогда финансовую грамотность начали внедрять в начальных классах по указу Президента, выпускать учебники и методички. Педагог сначала расстроилась, так как не совсем понимала, как с малышами можно говорить о деньгах. Но когда начала вести, этот предмет очень ей полюбился: «Я сама многое узнаю, когда готовлюсь к урокам. Например, прочитала такую вещь, которая изменила мое отношение к деньгам. Это был вопрос: а замечали ли вы, что есть такие люди, которые получают много, но постоянно занимают, а есть такие, которые получают мало, но всегда при деньгах? И я задумалась, ведь на самом деле, можно финансами распорядиться так, что у тебя всегда будет «копейка».
Наталья Валерьевна старается обсуждать с учениками темы, которые больше всего пригодятся в жизни, в быту. Она объясняла простую формулу – приход должен быть больше, чем расход. Говорила с детьми о мошенниках, о том, что нельзя отвечать на звонки с незнакомых номеров. Рассказывала, как себя вести, если «зажевало» карту в банкомате, а вокруг, как назло, ни души. Разбирала с ребятами вопросы: что делать с рваной купюрой, почему не нужно выкидывать чеки, почему нельзя брать чужое.
Многому мы учимся, уже становясь старше. Те же чеки стали открытием не только для учеников Натальи Валерьевны, но и для их родителей. Многие не знали, что если ты купил просроченную сметану, то, сохранив чек, ее можно вернуть в магазин! И все равно, взрослыми многое пройдено, во многом есть финансовый опыт: импульсивные покупки, микрозаймы и кредиты, коммунальные платежи. Взрослые уже набили свои шишки, и все эти вещи кажутся такими простыми! Но дети только-только познают мир, им еще многое предстоит узнать, и Наталья Валерьевна, понимая это, объясняет им все эти простые вещи, чтобы в будущем они гораздо меньше получили горького опыта, чтобы были счастливы, умело распоряжаясь собственными финансами.
Не зря этот добрый и светлый человек и талантливый педагог уже мелькал на страницах нашей газеты – о Наталье Валерьевне писали благодарные родители и ученики, которые чувствуют подход к работе со всей душой, чувствуют вложенные силы и время, старания сделать из монотонного учебного процесса нечто захватывающее и запоминающееся.
Пусть Наталья Валерьевна пришла в школу всего девять лет назад, результат ее работы виден и слышен. Остается пожелать учительнице сохранить свою искру в работе и достичь новых успехов!