Если стали жертвой мошенников
Кратко
Горячая линия по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг 8 800-100-29-26
Часто граждане, особенно в силу преклонного возраста, доверчивы и порой наивны. На это и рассчитывают нечестные на руку люди, которые проникают в квартиры под различными предлогами. После визитов многие отдают свои последние сбережения за некачественные товары или услуги.
Ассортимент товаров и услуг, реализуемых такими способами, широк – косметическая продукция, медицинские приборы, пылесосы, БАДы, фильтры для очистки воды, посуда, замена и поверка приборов учета и др.
Нередко продавцы берут на себя роль представителей органов государственной власти, используя фальшивые удостоверения и апеллируя тем, что пенсионер попал под действие некой государственной программы адресной помощи.
Если вы все же пострадали, то помогут советы Роспотребнадзора, как защитить свои права.
Неверные анализы
– В поликлинике рекомендовали сдать анализы, которые обошлись мне в медицинском центре в семь тысяч рублей. Когда я принес результаты анализов на прием, врач заявила, что результаты неверны, так как мною не были соблюдены условия для их сдачи, но перед этим никто меня не предупреждал по поводу каких-то особых условий. Можно ли теперь возместить денежные траты?
– В соответствии с требованиями п. 15 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г номер 1006, исполнитель услуг (медицинский работник) должен до заключения договора уведомить потребителя в письменной форме о том, что не соблюдение указаний (рекомендаций), могут снизить качество предоставляемой медицинской услуги. Если вы не были уведомлены в письменной форме об особых условиях сдачи анализов, то в силу положений п. 1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» Вы вправе потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.
Обожглась на сапогах
– Недавно приобрела летние сапожки, дома хорошенько померила, и оказалось, что очень неудобная колодка. Примут ли их обратно?
– Продавец обязан произвести возврат денег за сапожки, не подошедшие по размеру (форме, габаритам, фасону), в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, а также сохранен товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки товара (ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Оказался неработающим
– По почте получил товар, который оказался неработающим. Оплатил 5 500,00 руб. Как теперь вернуть свои деньги?
– Право потребителя на возврат денег за товар ненадлежащего качества, установленное п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» также распространяется в случаях продажи такого товара дистанционным способом (п.5 ст. 26.1 Закона). Рекомендуем данное требование предъявить Продавцу (указанному в документах, подтверждающих оплату товара) в письменной форме, направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес местонахождения Продавца.
Кеды в интернете
– Через Интернет-магазин заказала кеды. Оплачивала через систему Qiwi. Уже прошло почти два месяца, но заказ так и не пришел. При этом страницу Интернет-магазина ликвидировали. Что делать?
– Вам необходимо получить подтверждение перевода денежных средств оплаты заказа Интернет-магазину (на бумажном носителе), а затем обратиться в правоохранительные органы.
Вам – приз!
– На ярмарочных распродажах устроители различных торговых акций в случае приобретения того или иного товара обещают гражданам специальный «денежный приз» – насколько это реально?»
– Отношения, связанные с выплатой «денежных призов» в рамках законодательства о защите прав потребителей не регулируются. Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Денежные призы не являются товаром. Под товаром понимается любая вещь, не изъятая из оборота, реализуемая по договору купли-продажи (ст. 129 и 455 Гражданского кодекса РФ). Согласно статьям 1062, 1063 главы 58 Гражданского кодекса РФ требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите (за исключением сделки под влиянием обмана, насилия, угрозы).
Запуталась в углах
– Купили угловую акриловую ванну. Привезли домой, оказалось, что ошиблись – купили не в тот угол. В магазине обменять согласились, но с доплатой за перевозку – должны ли мы это оплачивать? – Так как акриловые ванны не входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утверждённый постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 номер 55, потребитель вправе требовать ее замены в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки (при условии, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские
свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ) только в том случае, если ванна не подошла по размеру, форме, габариту. Продавец обязан нести расходы по доставке товара в том случае, если он продан ненадлежащего качества (ч.7 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Таким образом, требование продавца об оплате услуги по доставке товара, правомерно.
Чтобы обезопасить себя, близких и не оказаться жертвой мошенников, придерживайтесь нескольких правил:
1. Бережно относитесь к своим персональным данным и документам. Не следует отдавать в руки чужим людям паспорт, никогда никому не называйте данные банковской карты: пин-код и СVV (трехзначный код на обратной стороне карты).
2. Если Вы получили СМС-сообщение о блокировке карты или списании денежных средств, не перезванивайте по указанному в СМС номеру! Чтобы узнать обо всех операциях, перезвоните по номеру, указанному на ВАШЕЙ банковской карточке, сходите в банк лично и проверьте баланс через банкомат/онлайн-банк. 3. Если Вам дают заполнить анкету или опросный лист – внимательно изучите их содержание, а своих пожилых или, наоборот, слишком юных
родственников и знакомых предупредите, что прежде чем что-либо подписать, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием и связаться с Вами.
4. С осторожностью приобретайте у людей, занимающихся квартирным сетевым маркетингом, продукты, мелкую бытовую технику – товары могут не соответствовать обязательным требованиям, а их цена, как правило, завышается в десятки раз. С осторожностью посещайте бесплатные демонстрации косметологических услуг, презентации косметики с «исключительными» свойствами. Продавцы таких товаров и услуг, услышав о недостатке денежных средств, убеждают граждан заключать кредитные договоры на крупные суммы. Документация по таким сделкам часто сложная и запутанная, напечатанная мелким шрифтом. Продавцы настойчивы и торопят с подписанием договора.
Прежде, чем приобрести товар или услугу следует:
– продумать вопрос о необходимости покупки;
– ознакомиться с инструкцией;
– внимательно изучить все имеющиеся у продавца документы;
– потребовать от распространителя демонстрации его работы;
– проконсультироваться с сотрудниками компетентных организаций;
– посоветоваться с родными и близкими.
По материалам управления
Роспотребнадзора