Кто платит, тот и прав?! По материалам Роспотребнадзора
Кратко
Знай свои права
– «Таксист нагрубил во время поездки, как его можно наказать?»
– Рекомендуем по этому вопросу обратиться в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя (оказывающего услугу перевозки пассажира), работником которого является таксист, для принятия к нему соответствующих мер реагирования. Кроме того, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда, установленного ст.ст. 1099, 151 Гражданского кодекса РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», размер которого определяется судом в зависимости от характера нравственных страданий (причиненных нанесенным водителем оскорблением), степени вины причинителя вреда, с учетом требований разумности и справедливости.
Таксист нагрубил
– Рекомендуем по этому вопросу обратиться в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя (оказывающего услугу перевозки пассажира), работником которого является таксист, для принятия к нему соответствующих мер реагирования. Кроме того, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда, установленного ст.ст. 1099, 151 Гражданского кодекса РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», размер которого определяется судом в зависимости от характера нравственных страданий (причиненных нанесенным водителем оскорблением), степени вины причинителя вреда, с учетом требований разумности и справедливости.
Мясо порченое
Попалось
– «Могу ли я вернуть порченое мясо в вакуумной упаковке, если сроки хранения не вышли, и у меня нет чека?»
– Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Предъявить требования потребитель вправе в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение срока годности (ст. 19 Закона). Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (ст. 18 Закона). В целях подтверждения факта покупки товара у данного продавца потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.
Грабеж с пилой
– «Купил бензопилу, попользовался месяц, и она заглохла, вернул в магазин, там обещали отремонтировать. Прошло два месяца, позвонил в магазин, ответили, что пилу сделали. Пришел, мне заявляют: с вас 450 рублей за диагностику, 600 – за работу, 335 – за запчасти. Что это за грабеж?»
– В силу ст. 18 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», если причиной невозможности использовать товар явились недостатки (например, конструктивного или производственного характера), возникшие до передачи товара покупателю, то продавец (изготовитель) обязан удовлетворить предъявленное требование потребителя об устранении недостатков – безвозмездно. Это правило не применяется, если недостатки в товаре возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения им правил эксплуатации товара. Если требования по недостаткам товара предъявлены потребителем в течение гарантийного срока, установленного на товар, то продавец (в целях подтверждения наличия или отсутствия недостатков в товаре, возникших до передачи товара покупателю) по требованию потребителя проводит экспертизу товара за свой счет. По истечении гарантийного срока на товар либо его отсутствия бремя доказательства о недостатках товара лежит на потребителе.
«Шумное» окно
– «Установила пластиковые балконные блоки, а потом выяснилось, что в стеклопакетах плохая шумоизоляция, обращалась в фирму по поводу устранения недостатков работы. Менеджер обещает перезвонить и прислать сотрудников для устранения, но до сих пор никого нет. Что делать?»
– Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», качество выполненной работы должно соответствовать условиям договора. Несоблюдение этого требования указывает на недостаток работы. В этом случае потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных ст. 29 Закона, в том числе, о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы. Рекомендуем это требование предъявить исполнителю в письменной форме (с указанием срока устранения недостатков), вручив его лично под роспись должностному лицу либо направив по почте исполнителю в адрес его места нахождения с уведомлением о вручении. При нарушении срока устранения недостатков работы потребитель вправе предъявить иные требования, установленные ч. 1 ст. 29 Закона, а также уплаты неустойки за каждый день просрочки в размере трех процентов цены работы. В случае неудовлетворения исполнителем требований потребителя в добровольном порядке, в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 17 Закона имущественный спор может быть разрешен только судом.
Авто – «на гарантии»
– «Семья приобрела автомобиль, который находится на гарантии. Была поломка, отдали в ремонт, через месяц машину вернули, после первой поездки выяснилось, что дефект не устранен. Потом история снова повторилась, теперь нет никакой уверенности, что он будет ездить нормально – можем ли требовать возврат денег в размере, сколько стоит автомобиль на сегодняшний день?»
– Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», Вы вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной в счет договора денежной суммы. В случае нарушения установленных договором сроков устранения недостатков товара, который в силу ст. 20 Закона, не может превышать 45 дней, либо – невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Товар плюс еще товар
– «Покупала унитаз, в счет случайно вписали смеситель. Я, не глядя, заплатила, оформила доставку, дома принимала не я, а в итоге обнаружила смеситель спустя месяц. Могу ли я теперь вернуть его в магазин?»
– На основании ст. 25 Закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товаров надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.
Передумала
покупать платье
– «Накануне свадьбы в салоне выбирала платье, мне предложили оставить предоплату в размере 2000 рублей (есть товарный чек, где обозначено – «Предварительная оплата») для того, чтобы я в течение недели могла бы его выкупить и забрать. Через пару дней я решила, что не буду покупать это платье, позвонила продавцам, на, что мне ответили, что деньги не возвращаются. Я тогда решила не портить себе настроение, но все же обидно – почему так поступили в салоне, можно ли теперь взыскать нанесенный моральный и материальный ущерб?»
– Согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар надлежащего качества денежной суммы в течение 14 дней со дня заключения договора в случае, если товар не подошел по размеру, фасону, расцветке. За нарушение этого права, продавец несет гражданско-правовую ответственность, в том числе, по удовлетворению требования потребителя о компенсации морального вреда, установленного ст. 15 Закона.
История с зарядником
– «На юбилей подарили дорогой телефон в комплекте с зарядным устройством, а в ноябре телефон перестал заряжаться. В магазине предложили купить новый зарядник, поскольку гарантия на зарядник, оказывается, не распространяется – такое может быть?»
– В силу положений ст. ст. 135, 470 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей», гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия). При этом гарантийный срок на комплектующие изделия (в этом случае, на зарядное устройство) исчисляется в том же порядке, что и гарантийный срок, установленный на основной товар (телефон). При предъявлении потребителем требований по недостаткам товара (зарядного устройства), предусмотренным ст. 18 Закона, продавец обязан принять товар и провести проверку его качества. В случае несогласия потребителя с выводами продавца в отношении недостатка товара или причины его происхождения, продавец обязан по требованию потребителя провести экспертизу товара за свой счет. Если требование по недостаткам товара предъявлено по истечении гарантийного срока, бремя доказательства об их наличии и причины возникновения лежит на потребителе.
После 45 дней – деньги
– «Сдал мобильный телефон в гарантийную мастерскую. Его ремонтировали 45 дней. Приехал получить, проверил – не работает. Мастера сказали: «Будем ремонтировать дальше». Но я хочу отказаться от покупки и получить свои деньги. Можно ли это сделать?»
– В соответствии с положениями ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», срок устранения недостатков товара определяемый в письменной форме соглашением сторон не может превышать сорок пять дней. В этом случае, данный срок нарушен, поэтому покупатель вправе по своему выбору предъявить иные требования, предусмотренные ст. 18 Закона, в том числе потребовать возврата уплаченной за товар суммы (ч. 2 ст. 23 Закона).
Застройщик-вымогатель
– «Внесла предоплату за квартиру 416 тысяч рублей (полная стоимость – 1438 тыс. руб.), остальную сумму планировала оплачивать ипотекой после аккредитации дома. Но сейчас передумала приобретать квартиру у этого застройщика и хочу вернуть аванс за квартиру. Но в фирме отвечают, что пока не продадут эту квартиру – не вернут мне деньги…».
– В первую очередь, необходимо определить, какой договор был заключен: предварительный договор, договор купли-продажи, договор долевого участия в строительстве или др. Это имеет значение для определения закона, регулирующего правоотношения с застройщиком: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 30.12.2004 номер 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и др. нормативные правовые акты. В любом случае возврат денежных средств не может быть поставлен в зависимость от продажи выбранной квартиры.
Брак повезет продавец
«Может ли продавец в качестве условия для замены либо возврата бракованного холодильника требовать от покупателя оплатить доставку этого холодильника обратно в магазин?»
– На основании п. 7 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец не вправе требовать возврата некачественного холодильника (при условии, если он крупногабаритный и весом более пяти килограммов) для его замены за счет потребителя, поскольку это обязательство возложено на продавца.