Один день из жизни директора школы
Кратко
В октябре – юбилей Маслянинской школы номер два. Наша школа очень изменилась за последние десятилетия.
2023 год Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом Педагога и Наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
«Вторая, школа родная,
Для нас нет дороже тебя.
Вторая, школа родная,
Тебя не забыть никогда».
Г. А. Моисеев
В октябре – юбилей Маслянинской школы номер два. Наша школа очень изменилась за последние десятилетия. Но порой так хочется отмотать ленту времени назад и попасть в свое детство или юность, когда в школе многое было иначе. Школа глазами ученика и школа для учителя – иногда совсем разные. Сегодня предлагаем вам взглянуть на один день школьной жизни глазами её руководителя. И помогут нам в этом директора, руководившие школой в разные годы.
Владимир Алексеевич Гейкин, директор школы с 26 августа 1979 года по 12 февраля 1987 года.
В эти годы происходило проектирование, подготовка документации и строительство нового здания Маслянинской школы номер 2.
Старый комплекс школы состоял из трёх зданий: в первом размещались мастерская и столовая, во втором – библиотека и начальная школа, в третьем учебном корпусе обучались ребята с пятого по восьмой классы. Все здания были ветхие, в помещениях очень холодно. Была своя кочегарка, порой директору приходилось самому «кочегарить» вместо рабочих, чтобы к утру можно было зайти в тёплое здание. Водопровода не было, воду носили вёдрами. Удобства – на улице.
Заложили первый камень, и началось строительство. Процесс шёл не быстро: то не было материалов, то задерживались поставки оборудования, не хватало нужной строительной техники. Рабочие на второй этаж на носилках доставляли кирпичи, песок, глину…
А школьную мебель и инвентарь для спортивного зала пришлось собирать со всей Новосибирской области, даже со складов стадиона «Спартак».
Наконец, в 1985 году строительство завершилось. Перед открытием нового здания учителя вместе с детьми отмывали, скоблили каждый метр пола, лестниц и стен. Каждый классный кабинет сиял чистотой! В школе появилась вода, столовая, тёплый туалет. Строительство и сдача в эксплуатацию благоустроенного здания школы – это самое сложное и главное в те годы.
Коллектив учителей работал творчески и увлечённо. Запомнились уроки биологии и химии Евдокии Васильевны Ярковой. Она в яркой, доступной форме объясняла материал, и дети с удовольствием работали.
В то время наш коллектив активно участвовал в смотрах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях. И занимали призовые места! В этом большая заслуга Зои Ивановны Ковтуновой, Раисы Михайловны Паниной, в спортивных успехах – Борисова Владимира Ивановича и Михаила Ивановича Хаткевич.
По традиции систематически ходили в походы по родному краю, ездили на экскурсии в города-герои нашей страны.
Рядом со зданием школы построили спортивную площадку, так у детей появилась возможность играть в футбол и волейбол, заниматься лёгкой атлетикой.
Вот уже почти сорок лет здание школы верой и правдой служит нашим односельчанам. И пусть по нынешним меркам оно не самое современное, но для нас, учителей и учеников 80-х годов, оно самое новое и любимое!
Ольга Григорьевна Вычужанина, директор школы в 1987 – 2001 годы.
Раннее утро. Тишина. Захожу в кабинет, вглядываюсь в лист с планом на день. Сегодня иду на урок к Валентине Григорьевне Гайдук. Ее педагогическое мастерство неоспоримо. И надо пригласить Людмилу Валентиновну Головкину, вместе проанализируем ее вчерашний урок. А анализировать нечего – она умница!
Телефонный звонок – это
С. А. Просеков, друг и помощник нашей школы, обрадовал, что обещанная ребятам экскурсия на строящуюся Стрелинку, состоится.
Стук в дверь. Это Полина Васильевна Комоликова, наш завхоз. Успела осмотреть все школьное хозяйство, сообщила, что все в порядке. Она шустрая и быстро решает все хозяйственные дела.
Поднимаюсь в учительскую – там оживленно. Желаю всем удачного дня. Захожу в кабинет завуча. Нина Тимофеевна Малышева показывает план проведения внутришкольной методической недели.
Наконец и звонок на урок! Затихли коридоры, только голоса педагогов слышны из-за закрытых дверей классов. Хорошо слышен голос Галины Семеновны Леконцевой, она с вдохновением рассказывает детям о необыкновенном поэтическом даре А. С. Пушкина. Несмотря на возраст, про нее можно сказать: «есть еще порох в пороховницах»! Стоп. Идея! А почему бы не провести в школе мероприятие с таким названием?! Все стажисты дадут открытый урок, с ноткой юмора покажут самопрезентацию, а потом всем коллективом весело посидим за чашкой чая.
До звонка с урока успеваю зайти к шестилеткам. Особая гордость – это игровая. Сколько разных, уютно оформленных зон создано золотыми руками талантливого педагога Зои Ивановны Ковтуновой!
Прозвенел звонок с урока, иду посмотреть, как организована перемена в начальных классах. Лилия Александровна Ланцева проводит веселую игру. Молодой педагог, а уже есть в ней учительский стержень. Заглядываю в класс к Зое Валентиновне Кожакиной, она в окружении детей. И все у нее получается на «отлично»: уроки образцовые, внеклассные занятия – загляденье, идеи – как из рога изобилия, советы – мудрые, деловые. Навстречу идет Любовь Артемьевна Бадер, зовет в свой кабинет трудового обучения, показывает стенды, которые она оформила. Все всегда делает с душой, очень ответственно подходит к любому делу.
Снова звонок. Иду на свой урок в 7 класс. Люблю историю средних веков. Сегодня с ребятами отправимся на ярмарку в Шампань. Скоро неделя истории в школе. После моего урока обсуждаем с Сергеем Владимировичем Доценко, учителем истории, план проведения недели. Работать и общаться с ним одно удовольствие – яркий, неординарный учитель, интересный собеседник, его кругозор масштабен.
Закончились уроки, прохожу по школе, смотрю, какой порядок оставили после занятий. Из кабинета географии слышны веселые голоса, смех – это Марина Владимировна Махнева проводит репетицию будущего мероприятия. Точно знаю, что будет интересно, такой уж она человек, ко всему подходит творчески, умеет зарядить своей идеей детей.
А сейчас пригласила в кабинет Нину Александровну Моисееву и Лилию Вильгельмовну Торопову – впереди фронтальная проверка преподавания математики. Вижу, что немного волнуются, а сама думаю: «Умницы вы мои, обе старательные, ответственные, умеют интересно и доходчиво объяснить любой материал, достучаться до каждого ученика».
Математики уходят, а мне надо спешить в спортзал, там сегодня «Веселые старты». Забавные конкурсы придумал Александр Германович Капишников – учитель физкультуры. У него и на уроках интересно, очень доверительно относится к детям, никогда не повышает голос, сам образец спортивности. До конца соревнование не удалось досмотреть, Полина Васильевна забежала в спортзал и сообщила, что привезли уголь в котельную.
Иду смотреть качество угля. У машины уже стоит бессменный кочегар Василий Михайлович Кузнецов. Повезло мне с ним, всегда выручит, сам котел починит, где труба потечет – отремонтирует, да мало ли дел, где требуются мужские руки. Возвращаюсь в школу, секретарь Марина Юрьевна Иванова уже напечатала, подготовленную мной информацию для РОНО. Всегда вовремя выполняет все поручения, тактичная, скромная, с ней рядом тепло и уютно.
Хочу посмотреть какова успеваемость в выпускном 9 классе, с этой целью иду за журналом в учительскую. А там, уткнувшись в тетради, сидит Любовь Валентиновна Ершова, учитель русского языка и литературы. Кропотливая, въедливая в свой предмет, всегда ищет новые подходы к обучению детей.
Люблю, когда педагоги улыбаются, а еще больше люблю, когда глаза искрятся. Вот с такими искрящимися глазами, лучистой улыбкой работала в школе Элина Готлибовна Корниенко, всем сердцем была она предана школе и коллективу.
Вот и заканчивается еще один школьный день. В школе тихо, только слышно, как побрякивают ведра с водой. Это наши уборщицы Антонина Петровна Меновщикова, Александра Климентьевна Буревская и Галина Владимировна Горюнова готовят школу к следующему дню.
Стемнело, иду домой, думая о завтрашнем дне. В душе благодарна всему коллективу, что, работая в это тяжелое время, мы продолжаем «сеять разумное, доброе, вечное», не озлобились, не опустили руки. Все переживем, все сможем, ведь недаром кем – то сказано: «Нет предела силе человечной, если эта сила – коллектив»!
Марина Владимировна Казицына, директор школы в 2001 – 2009 годы.
Обычно мой рабочий день начинается в 8 часов утра. Вместе с торопящимися в школьный дом учениками-жаворонками, одними из первых, переступают порог второго дома наши ветераны (или как мы с любовью их называем – представители золотого фонда школы):
Г. С. Леконцева, учитель русского языка и литературы,
Н. А. Моисеева, учитель математики; В. И. Новоселова, учитель химии; Р. Т. Усольцева, учитель иностранного языка; В. Н. Аксентьева, учитель русского языка и литературы;
И. В. Стафиевский, учитель музыки; библиотекарь Н. Г. Резнякова. Радуюсь их хорошей физической форме, доброй энергии, которой они и нас готовы подзарядить! Успеваю искупаться в приветливом, по-матерински согревающем душу и ободряющем взгляде Галины Семеновны – уникальном учителе, умеющем не только научить грамотно, писать ученика, допускавшего на начальном этапе три ошибки в слове «ещё», но тактично, доходчиво и терпеливо и нас, взрослых, приобщать к правилам великого и могучего.
Спешу до первого звонка заглянуть в начальные классы. Заглянуть, чтобы просто насладиться тем, как умело организуют жизнедеятельность самых маленьких жителей нашего дома педагоги-мастера: З. В. Кожакина, Л. В. Головкина, В. Г. Гайдук, Л. А. Огнева. Быть частью коллектива – не значит в нём раствориться. Наши «начальники» – очень разные, каждый по-своему уникален. Зоя Валентиновна – всёумеющая и всёзнающая, умело применяющая глубокое знание теории на практике. Людмила Валентиновна – спокойная, уравновешенная, «ничто нас в жизни не может вышибить из седла» – это о ней. Валентина Григорьевна – как никто другой, умеющая сохранить верность классике, особенно формированию у питомцев общеучебных умений и навыков. Лилия Александровна – учитель без возраста, всегда интересная детям, без устали играющая с ними, с искромётным и острым чувством юмора. Нам – детям, родителям, педагогам – очень повезло, что передача фундаментальных основ школьных знаний находится в надёжных руках «начальников»-профессионалов.
Перед кабинетом директора меня доброжелательно встречают ответственный делопроизводитель М. Ю. Иванова, напоминающая о необходимости подписания срочных документов и, не менее ответственный, фельдшер Г. М. Домбровская с информацией о плановых прививках.
До 8.45 я успеваю в учительскую, где вздыхаю с облегчением: педагоги в полном составе. Приятно осознавать, что в коллективе проходят становление интересные молодые учителя: М. С. Шалагина, Т. С. Еремина, О. В. Охременко. Радует, что остались верными родной второй: И. В. Сарпова, не допускающая сомнения в том, что биология – важнейший школьный предмет, С. Н. Самойлюк – педагог с умным сердцем и добрым умом, Н. И. Бебенина – настолько верная, что из ученицы школы шагнула в разряд руководителя, Е. В. Шемонаева – яркий участник районного этапа профессионального конкурса «Учитель года», креативный учитель.
Сегодня, в соответствии с планом и расписанием, первый урок – открытый, даёт его самобытный учитель истории С. В. Доценко. «В истории его урок и имя» – так метко однажды назвала интервью с Сергеем Владимировичем журналист С. В. Чучевлянова (кстати, бывшая ученица школы), лучше и не скажешь. Сразу после открытого урока обязательно – самоанализ учителя и анализ урока коллегами. В учительской мгновенно появляется креативный эмоциональный отклик на мастерство учителя от коллег, который ни один день будет добавлять позитива педагогу и всем коллегам. Кто-то из выдающихся спортсменов сказал, что в мире нет ничего лучше, чем то, когда в команде кто-то делает что-то хорошо, и все собираются вокруг него, чтобы с благодарностью похлопать по плечу. С этим трудно не согласиться, у нас было именно так.
Общему образованию всегда не хватало и не хватает мужчин. Нашему коллективу в начале 21 века повезло – в историю школы вписано мужское созвездие: А. Г Капишников, А. В. Изместьев, А. А. Иванов, А. Н. Борцов, А. А. Разуев, Д. А. Виноградов. Молодые, креативные, яркие, интересные. Увы, не все остались в образовании, в большей степени это связано с тем, что скромная заработная плата учителя не всегда позволяет мужчине обеспечить надёжный материальный тыл семьи…
К сожалению, периодически в школе возникают вакансии, нередко – в течение учебного года. Чаще всего в таких ситуациях выручают бывшие коллеги или коллеги из других школ, безотказно соглашаясь на работу по совместительству: В. Н. Решетова, А. А. Клячина, А. А. Буханистов, Е. Н. Харитоненко, П. Ф. Шмаков, Т. В. Шмакова, А. А. Остапченко, М. В. Коновалова и многие другие.
После второго урока – общешкольная линейка, на которой мы подводим итоги прожитой недели и намечаем планы следующей.
В рамках внутришкольного контроля – адаптация пятиклассников к обучению на новом уровне. Поэтому дальше посещаю уроки в 5 классе: русский язык и литература – Е. Г. Куратова, З. В. Леташина, изобразительное искусство – Л. А. Бадер. Учителя – опытные педагоги, на уроках царит комфортная рабочая атмосфера. А Любовь Артемьевна после уроков ещё и приобщит пятиклассниц к конструированию интересных моделей одежды, что мастерски у неё получается.
Перемена после третьего урока нарушила мои планы – пришлось заняться вопросами курения подростков на территории школы. Похожие ситуации случаются ежедневно по разным поводам: проблема взаимоотношений между учениками, учениками и педагогами, педагогами и родителями…
Я – не только директор, но и учитель, сегодня по расписанию 5 и 6 урок – мои уроки, уроки географии. К сожалению, у директора меньше времени на общение с детьми, но, к счастью, удаётся его найти и на индивидуальную работу, от которой получаешь не только большое удовольствие, но и результат: С. Торопов, О. Болденко – лауреаты районного этапа научно-практических конференций школьников, И. Дамм – лауреат областного этапа; С. Андреев – лауреат олимпиады по географии Новосибирского педагогического университета. Таких умников и умниц – немало. Плодотворная совместная работа с ними бережно хранится всю жизнь в тайниках учительской памяти.
В 14.00 – встреча с председателем Совета школы Г. В. Попинако. Хорошо, когда родители – не просто участники образовательного процесса, но и надёжные помощники.
Отзвенели звонки на уроки, а в школе – оживлённо, кипит внеурочная работа.
В кабинете школьного ученического самоуправления неутомимая З. И. Ковтунова занята с рукодельницами-фантазёрами изготовлением мягких, добрых, харАктерных игрушек.
Наслаждаюсь силой певческих голосов, разносящихся по школе. Благодаря учителю музыки Е. А. Долбову и преподавателю Детской школы искусств А. В. Долбовой, открыты юные таланты, чьи имена известны за пределами не только школы – района, области, региона, страны. В составе детского образцового фольклорного ансамбля «Веселуха» наши музыкальные звёздочки: Р. Черепанов, О. Трубицына, М. Черепанова, В. Попинако, Н. Решетова и другие ребята.
Режиссёра театра Т. М. Андрееву и её питомцев буквально поглотил кукольный театр. Изумительные актёры-куклы – результат кропотливой творческой работы Тамары Михайловны и детей.
Заглядываю в спортивный зал, где под руководством И. В. Пуриса, школьники оттачиваю баскетбольные умения и навыки. Плотности и темпу занятий Ивана Валерьевича можно только позавидовать. Результат – налицо: школьная команда баскетболисток – победитель районной спартакиады школьников.
У входа в спортивный зал уже ждут своей очереди бадминтонисты во главе с неутомимой В. М. Середой. Учреждения дополнительного образования помогают нам занять детей по интересам. Валентина Михайловна работает в спортивной школе, но с нашими воспитанниками проводит занятия на базе второй школы. Многие ребята серьёзно увлекаются тяжёлой атлетикой, занимаясь в спортивном клубе под руководством братьев Андрея и Александра Халявиных, благодаря их профессионализму Степан Волохин защитил звание мастера спорта России по тяжелой атлетике ещё в годы обучения в школе!
У К. Ш. Жиганова – шахматно-шашечные бои. Благодаря Киму Шигаповичу стало традиционным и успешным участие команды школьников в районном конкурсе «Любимые игры», организуемом районным комитетом по делам молодёжи, который, кстати, успешно возглавляет бывшая ученица школы Татьяна Викторовна Гулина (Мунтьянович).
В одной из классных комнат оживлённо обсуждает итоги районного конкурса «Лидер профсоюзной организации», профсоюзный актив, под руководством энергичного и талантливого организатора Н. В. Харитоненко, в котором коллектив школы стал лауреатом.
Коллектив взрослых единомышленников способствовал формированию жизнедеятельных детских коллективов: школьный ученический совет под председательством А. Черновских (позже – В. Шарыгиной), музыкальный детский коллектив, спортивные баскетбольные команды, турслётовские команды. Не могу не перечислить состав детской команды, одержавшей первую победу в районном турслёте в 2004 году: Е. Марыскин, Е. Третьякова, М. Кияшко, Е. Ерастова, И. Солдатов, И. Скурихин, И. Бушмакин, М. Воронцов. Впереди у турслётчиков была ещё не одна победа, но эти ребята были первыми.
Сегодня пятница, ближе к вечеру мы с заместителями проводим традиционное совещание по итогам недели и планам на следующую неделю. Мои бесценные и надёжные помощники – З. И. Ковтунова и Л. В. Торопова. Непременные и неповторимые искорки пионерского задора – в каждом деле, за которое берётся неутомимая старшая пионервожатая Зоя Ивановна. Любимый детьми и учителем школьный предмет математика помогает Лилии Вильгельмовне, заместителю по учебно-воспитательной работе, безупречно и оперативно решать задачки в бесконечно меняющихся расписании уроков, штатном расписании, новой системе оплаты труда.
А в 18.00 школа ждёт гостей, у нас сегодня праздник (КТД) – День спонсора. Мы чествуем наших бескорыстных друзей-социальных партнёров и просто неравнодушных к проблемам школы людей: А. В. Казанцева, С. О.Мацель, Ю. А. Жукова, А. Акопян, О. В. Скиданову. Это те, кто смог прийти на общешкольный праздник. Но их, конечно, больше – руководители организаций В. В. Генш, Б. И. Дзауров, В. С. Мельчаков, все имена просто невозможно перечислить.
Вернусь к началу рабочего дня, потому что в нём – очень важные моменты работы школы. До начала занятий, вместе с умелым помощником по хозяйству (кстати, с педагогическим образованием!) Г. М. Кудрявцевой, принимаем школу от надёжного сторожа А. Ю. Разуваева, проверяем работу систем жизнеобеспечения, понимаем, что без привлечения «специалиста МЧС» А. Н. Трубицына (на самом деле – учителя трудового обучения) сегодня не обойтись, потому что необходимо устранить возникшие проблемы в отопительной системе, которые, кстати, Андрей Николаевич решает привычно, быстро, со знанием дела и безотказно. Он может работать 24 на 7. Хорошо, что жена Наталья Семеновна тоже педагог и всё понимает…
Из пищеблока доносятся аппетитные ароматы, а это значит, что школьная столовая, под руководством искусного повара Р. А. Михалевой, сегодня работает в штатном режиме. Из-за вала отчётности за короткий период сменилось немало поваров: Н. П. Басманова, В. Ф. Патырина, О. М. Попова. Бесконечные листы бумаги с цифрами – текучка, повара – на вес золота…
Не всегда заметен, но очень важен труд в школе уборщиц служебных помещений. Много лет отдано поддержанию чистоты и порядка в школе Л. Г. Худяковой, Л. М. Усольцевой, Л. П. Савинковой. Из всех школьных дворников кубка победителя заслуживает хрупкая Людмила Григорьевна, которая, как никто другой, умела своевременно обеспечить чистоту школьной территории даже в сильнейшие снегопады.
А где в этом дне отчёты директора и педагогов по тотальной модернизации? Между делами. После работы. В выходные. Да, к сожалению, чаще – за рамками рабочего времени. С благодарностью вспоминаю бесценную помощь начальников управления образования – профессионалов О. Г. Вычужаниной, М. В. Шабалиной, под мудрым руководством которых мне посчастливилось работать. Как никто другой, понимая насколько живой организм – школа, они бережно заботились о своих подчинённых, директорах школ, умело оберегая нас и педагогов от излишней отчётности.
Одна из сильнейших традиций школы номер два – сила коллектива. Именно эта сила помогла пережить школьной команде непростые 90-е годы. На рубеже веков и в первом десятилетии 21 века коллектив, каждый день и каждый час, словом и делом доказывал: «Нет предела силе человечьей, если эта сила — коллектив».
Дружный школьный коллектив складывался из слаженной работы маленьких команд: «начальники», «старшие», школьный ученический совет, родительские комитеты, детский музыкальный коллектив, баскетбольные команды девочек и мальчиков, турслётовские команды, профсоюзный актив.
Спасибо всем коллегам и ученикам за уникальное умение работать в команде. Без единой команды никакие индивидуальные победы и награды невозможны.
Спасибо, любимая школа, за твою неповторимую яркую командную игру. Хочу, чтобы труд в твоих стенах и дальше оставался коллективным, дружным, свободным, чтобы все твои жители поддерживали друг друга, чтобы каждый в команде получал наслаждение от работы, максимально раскрывая свой творческий потенциал. Оставайся и дальше сильной единством коллектива.
С юбилеем, родная вторая!
НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА БЕБЕНИНА, директор школы с 24 июня 2009 года по настоящее время
«И год как день… И день как миг», – именно так я могу сказать о школьной жизни. Я директор вот уже без малого 15 лет. Рассказать, какие за это время произошли перемены – не хватит целой газеты. Попробую показать лишь один обычный день из жизни нашего школьного коллектива. Итак, год две тысячи двадцать третий, сентябрь, понедельник.
В лёгком утреннем тумане, прорезаемом первыми лучами солнца, подхожу к школе, вливаясь в стройный ручеек учащихся. Поправляю на входной двери отклеившийся уголок листа с QR-кодом школы, приветствую охранника В. А. Глушкова и Л. В. Торопову, которая сегодня в роли дежурного учителя, оставляю запись в журнале термометрии – рабочий день начался!
Вот и первый звонок. Только в понедельник он приглашает не на урок, а на традиционную линейку. Классы занимают свои места в общем строю. Парадная школьная форма учащихся подчёркивает важность момента. Коллективное исполнение Гимна РФ и поднятие государственного флага – это новая традиция. Право поднять флаг получают ученики нашей школы, добившиеся успехов в учёбе, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах или общественной деятельности. Сегодня это Маргарита Сарпова, ученица 9 класса, призёр Всероссийского конкурса «Волонтёры могут всё». После подведения итогов прошедшей недели и постановки планов на предстоящую ребята расходятся по кабинетам на единый классный час «Разговоры о важном».
Тем временем у меня есть возможность проверить электронную почту, параллельно смотрю сообщения в школьном чате и чате руководителей. Уточняю у школьного администратора С. В. Доценко количество педагогов, прошедших регистрацию на электронной образовательной платформе «Сферум».
Пока не завершился классный час, успеваю спуститься в столовую, поинтересоваться, всё ли в порядке с приготовлением пищи. Работники пищеблока Н. А. Меньшикова и Л. М. Усольцева сообщают, что всё почти готово. Меню на сегодняшний день размещено на сайте, а на завтра запланирован родительский контроль за организацией питания.
На выходе из столовой встречаю школьного фельдшера Т. В. Казанцеву, которая сообщает о поступлении вакцины от гриппа и необходимости по графику прививать учащихся и учителей.
На втором этаже чуть слышен детский гомон – это работает группа дошкольного образования. Воспитатели Л. Ю. Марышева и Н. С. Трубицына проводят развивающие занятия с дошколятами, всегда рядом помощник воспитателей М. Ю. Иванова. Сегодня дети в полном составе, заболевших нет.
Школьный звонок зовёт на следующий урок и меня. Учебный год набирает обороты, и мы начинаем подготовку к государственной итоговой аттестации. Как говорится, ОГЭ не за горами! Работаем по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Используем возможности электронных образовательных ресурсов. Современное компьютерное оборудование, в том числе интерактивные панели, помогают наглядно представить учебный материал. Незаметно пролетает время урока, пора выставлять оценки в электронный журнал. Уже четвёртый учебный год школа работает без бумажных журналов: у каждого участника образовательного процесса есть свой персональный доступ на свою страницу в электронном журнале.
На перемене ко мне в кабинет забегает энергичный и неунывающий советник директора по воспитательной работе О. Г. Глушкова. Сегодня наши старшеклассники-активисты Российского движения детей и молодёжи уезжают в районный Молодёжный центр на «Классную встречу». А ещё у Движения первых на странице в ВКонтакте появилось много новой информации, которую оперативно размещает Е. И. Сизикова. Следом заходят Е. Ю. Варнакова и Н. В. Харитоненко, которые поделились идеями проведения Дня учителя. А ещё… Звонок! (Эх! Не успели коллеги рассказать о всех планах – пора на урок).
На следующей перемене иду в гости к первоклассникам. Как проходят первые дни учебы у самых маленьких? С какими трудностями столкнулись ребята и учитель? Классный руководитель Л. В. Тюрина старается найти ко всем индивидуальный подход.
Заглядываю в кабинет к пятиклассникам, подбадриваю ребят и Е. В. Шемонаеву, которая после долгого перерыва отважилась взять классное руководство. Ребята привыкают к режиму учебы в основной школе, а классная мама всегда готова помочь!
Встречаю Н. В. Трухину, интересуюсь, в каких новых проектах по финансовой грамотности планирует принимать участие в этом учебном году. У педагога большие планы в этом направлении.
Ещё раз убеждаюсь, что у нас в начальной школе учителя опытные, но продолжающие всё время оттачивать своё педагогическое мастерство. Среди них Л. В. Головкина, которая в этом году ведёт индивидуальное надомное обучение.
Незаметно пролетают уроки. На одной из перемен захожу в учительскую и слышу дружный смех коллег – обсуждают предстоящую игру КВН между учителями и учениками. Радуюсь положительному настроению в коллективе.
Уроки окончены, но ученики не спешат по домам. Во второй половине дня много интересных дел. При школе работает более двадцати детских объединений. Каждому школьнику найдётся занятие по душе: робототехника, 3D-моделирование, клуб юных экологов, волонтёрство, спортивные секции и многое другое.
Группа мальчишек-старшеклассников потянулась в мастерскую к А.Н. Трубицыну. Кажется, он всё умеет делать. Не зря про таких людей говорят, что у них золотые руки. Хозяйственная часть жизни школы держится на Андрее Николаевиче.
А у меня проходит совещание с педагогами. В ближайшие дни в нашей школе откроется центр естественно-научной направленности «Точка роста» В течение лета для реализации этого образовательного проекта отремонтированы кабинеты физики, химии и биологии. Приобретена новая мебель и оборудование. И вот теперь остались последние штрихи подготовки к торжественному открытию. Учителя-предметники Н. В. Харитоненко, О. В. Хайруллина, И. В. Сарпова и Е. И. Сизикова немного волнуются, они подготовили к мероприятию фрагменты занятий с учащимися.
С учителем физической культуры С. Г. Карасёвым решаем вопрос участия школьной команды в соревнованиях «Кросс Наций».
Ближе к концу рабочего дня в школьных коридорах становится тише. Технический персонал – Л. П. Савинкова, Е. Н. Кузнецова и Т. Ю. Ускова – проводят влажную уборку школы. Ученики расходятся. Учителя, подготовившись к следующему учебному дню, убедившись, что все дела (и плановые и свалившиеся как снег на голову) завершены, спешат по домам.
Нужно не забыть предупредить об изменении в расписании на завтра Ю. В. Дёрову – нашего незаменимого учителя музыки, без которого не проходят ни одно школьное мероприятие и районные музыкальные фестивали.
Заместители С. Н. Самойлюк и Н. В. Харитоненко, социальный педагог Л. А. Огнева, как правило, в это время заполняют многочисленные мониторинги, отчеты, опросы и тому подобное.
Глядя из окна своего кабинета, понимаю – пора нашему дворнику Н. А. Ускову браться за уборку. Весь школьный двор превратился в разноцветный ковер из золотых и багряных листьев.
Глубокий вечер, пора домой. Оставляю дежурную записку сторожу С.И. Бебенину. Проходя мимо арт-объекта с именами знаменитых выпускников нашей школы, вспоминаю строчку школьного гимна: «Вторая, школа родная, для нас нет дороже тебя…» и улыбаюсь. Смеркается… Очередной учебный день завершился. Вот так и мчатся наши школьные будни, незаметно сплетаясь в школьные года…
В какое бы время мы ни жили, какими бы средствами обучения и достижениями технического прогресса ни пользовались, неизменной остаётся роль учителя в школе. Без него образовательный процесс лишится живой души. Пройдя все испытания, пережив сложные времена, наша школа сумела сохранить лучшие традиции в образовании и воспитании. Наш коллектив – сочетание опыта и молодости. Опыт и молодость взаимно дополняют друг друга, позволяя школе оставаться современной, интересной для учащихся, сохраняя преемственность поколений.
Стоя на пороге очередного дня рождения, мы с оптимизмом смотрим в будущее. Верим, что Маслянинская школа номер два всегда будет давать прочные знания, воспитывать трудолюбие и патриотизм в подрастающем поколении, продолжать славные педагогические традиции.