Картина не маслом маслянинской мастерицы
Кратко
Картин у нашей героини Ларисы Степановны Нурисмановой – целая галерея. Но их она не пишет, а вышивает крестиком.
Бывают такие люди, к которым зайдешь в гости, как будто побываешь в творческой мастерской – вот тебе и нитки с иголками, и кисточки с красками, и сухоцветы, и книги, ленточки всякие и, конечно, картины.
Картин у нашей героини Ларисы Степановны Нурисмановой – целая галерея. Но их она не пишет, а вышивает крестиком. И первым делом, попадая домой к этой талантливой женщине, хочется каждое изображение разглядеть поближе – ведь издалека их от фотографий почти не отличить!
Вот лошадь, «выбегающая из огня» – это над названием картины фантазировал внук Ларисы Степановны. А вот «Туман над озером» – самая первая вышитая женщиной картина.
Заниматься вышивкой Лариса Степановна начала много лет назад, еще в 2005 году, когда проходила лечение от серьезного заболевания. Делать ей тогда ничего нельзя было, дети не разрешали любимой маме ничего из физических нагрузок, даже элементарно постоять у плиты. А тут как раз дочке подарили вышивку эту. Рассудив так, что вряд ли кто-то из всех детей и внуков Ларисы Степановны будет заниматься этим делом, требующим свободного времени, усидчивости и терпения, она взялась за вышивку сама. А теперь, посмеиваясь, признается – вышивка крестиком тоже своего рода болезнь. Она теперь как проснется, сразу идет вышивать, даже иногда забывая поесть. Главное, чтобы светло было, да и только.
За много лет Лариса Степановна вышила и различных животных, и пейзажи, и сюжеты сказок. Набила руку, появились свои, уже можно сказать, профессиональные «фишки». Самым любимым ответвлением этого кропотливого хобби оказались портреты. Сейчас любящая бабушка вышивает портрет одного из младших внуков. На примере этой, еще только-только начатой, картины Лариса Степановна поделилась тем, как проходит процесс вышивки от «А» до «Я».
Сначала нужно выбрать фотографию. Это бывает вовсе непросто! Фото должно быть хорошего качества, а еще ведь нужно, чтобы оно нравилось и «художнику», и будущему владельцу. Затем выбранная фотокарточка загружается в специальную программу на компьютере. Эта программа сама разбивает изображения на цвета и квадратики (будущие крестики) – то бишь, создает схему для вышивки. Вся соль в количестве цветов: «Здесь немного, – рассказывает Лариса Степановна, – всего 211. Сложнее было с портретом зятя – там цветов было больше четырехсот». Лариса Степановна, у вашего собеседника уже на числе «211» глаза округлились, а 400 цветов даже представить невозможно!
Для иголочек, обозначающих цвета по номерам, чтобы не запутаться, у мастерицы не одно приспособление: в первую игольницу входит 25 иголочек, во вторую – 50, ну а все остальные располагаются на небольшом круглом столике с мягкой поверхностью – этакая большая игольница.
Лариса Степановна считает, что все еще живет на этом свете именно благодаря вышивке. За весь жизненный путь было пройдено многое – развал Советского Союза и сопутствующая ему безработица, переезд из Казахстана всей большой семьей сначала в Новосибирск, потом в Маслянино, борьба с постылой болезнью.
А за шитьем Лариса Степановна ни о чем не думает – ни о плохом, ни о хорошем. Говорит, это невозможно, ни на секунду нельзя отвлечься. Если на каком-нибудь фоне еще можно ошибиться в одном крестике, и то, нужно, чтобы цвет был схож, то на лице, на шее уже никак отвлекаться нельзя – иначе придется все распарывать и вышивать заново. В общем, глаз да глаз за этой вышивкой! Да и не только за вышивкой – у этой активной женщины есть еще не одно любимое занятие.
Лариса Степановна очень любит цветы. Одних только нарциссов у нее столько видов – не счесть! И георгинов так много, что часть пришлось раздавать соседям, и даже после этого ими засажена половина участка. А еще она выращивает сливы и виноград. В доме, когда хочется немного отдохнуть от вышивки и пышного сада, Лариса Степановна читает. У нее целая библиотека отведена под книги – больше двух тысяч экземпляров! А помогает во всех домашних делах бабушке кошечка Фрося – ни на шаг от хозяйки не отходит. В общем, что-то мы отвлеклись. Вышивку-то пора заканчивать! На последнем этапе важный момент – правильная рамка. Ее, как и фотографию, подобрать бывает нелегко, она должна соответствовать настроению портрета. А потом самое главное – вручить портрет «заказчику», кому-то из близких и родных людей. Лариса Степановна – большой оптимист, на только что начатом портрете останавливаться она не собирается. 11 внуков у нее! И не у всех еще есть картина от бабушки. И посему мастерица день за днем продолжает свой уникальный творческий путь.