Яндекс.Метрика
Общество

“Как их бросишь?” или забота о старшем поколении Маслянино

Кратко

Работа самая обыкновенная. Среди множества современных менеджеров и супервайзеров такая неброская, с неярким, не кричащим названием «социальный работник».

Особых секретов в этой работе нет – искреннее сопереживание и забота, которые выражаются не только в выполнении стандартных обязанностей по трудовому договору, но в обыденных мелочах – похвала за красивые грядочки, замена батареек в пульте от телевизора, а еще не забыть добавить в тесто для булочек побольше любимой начинки. И еще всегда улыбаться глазами, душой и сердцем пожилым людям. Их дети давно выросли и разъехались. Приезжают нечасто. У них свои дела, своя жизнь, в которой, к великому сожалению, так мало места для родителей.

В преддверии Дня социального работника, в разгар рабочей недели мы встретились с Ольгой Сергеевной Вдовкиной. Ей удалось уделить нам немного времени, чтобы рассказать о специфике своей работы. А после разговора она почти испарилась, еще бы – шесть человек ждут ее помощи.

Помощь как образ жизни

Ольга Сергеевна работает в Центре социального обслуживания населения Маслянинского района социальным работником, в простонародье – «надомником». Суть ее работы – уход за пожилыми людьми. Сюда входят самые обычные бытовые дела, которые пенсионеры уже не в силах делать сами – приготовить еду, сделать уборку, принести продукты из магазина. Пятидневная рабочая неделя, где ежедневно на помощь пожилому человеку уходит примерно два – два с половиной часа.

Ольга Сергеевна трудится в Центре социального обслуживания уже 28 лет, это ее основная и единственная занятость. А на вопрос, долго ли еще планирует работать, она ответила: «До пенсии. Как их бросишь? К ним же привыкаешь. Сейчас можно вместо соцработника быть сиделкой, мне предлагали. Но там только за одним человеком ухаживать нужно. Я так не смогу, как я своих девять человек брошу и пойду только с одним сидеть? Я так с ума сойду. Еще меня звали в детский сад работать, тоже отказалась».

Если душа лежит

За долгий срок работы Ольга Сергеевна поняла, что равнодушным людям в этой сфере не место, ведь только неравнодушные смогут уделять старичкам достаточно внимания. Пожилые люди могут звонить несколько раз в день, и только сотрудник, действительно радеющий за их состояние, может спокойно отвечать на звонки. Объясняет, что пенсионерам общения очень не хватает. Дети, конечно, звонят, но по телефону много не наговоришься, а Ольга Сергеевна пока готовит или просто когда свободная минутка есть, послушает всегда, кто одной бабушке звонил, как у другой бабушки кот спал, и как третья бабушка на днях забыла суп в холодильник убрать. Еще иногда бывает внеплановая работа – рабочий день с 9-00 до 18-00, но Ольга Сергеевна остается и после, если срочно нужна помощь с уборкой, или, например, если человеку стало плохо. Что поделать? Соцработник бросает все свои занятия и бежит к подопечным. Ольга Сергеевна поделилась несколькими историями. В прошлую пятницу она пришла к бабушке, у которой было плохое самочувствие. Померили давление, а оно нормальное. Бабушка выпила таблетку, и тут давление уже упало. Ольга Сергеевна связалась с врачом, который порекомендовал ей отпаивать бабушку кофе. Так и сделали, в итоге давление нормализовалось. Это еще и история о том, что работнику нужно быть очень спокойным человеком – в критической ситуации не паниковать, а принимать меры, потому что ответственность нужно нести не только за свое моральное состояние, но и за состояние подопечного. А как его можно успокоить, если сам на грани срыва? Бывают и такие случаи, когда Ольга Сергеевна не бежит по первому зову. У одного дедушки рядом живет сын, но он все равно позвонил Ольге в четыре часа утра – прибеги, мол, мне плохо. Ольга, конечно, не пошла – на улице темно, конец ноября, она пришла уже к началу рабочего дня. А дедушка обиделся – сына звать не хотел, настроение было не то.

Бывает легко, а бывает не очень

Навести порядок и приготовить поесть – это очень легко. Наверное, самое сложное в работе «надомника», когда человек не идет на контакт. Ольга Сергеевна с грустью рассказывала, что иногда приходится расставаться с подопечными, потому что общение порой совсем не складывается, ведь часто так бывает в жизни, что люди просто друг другу не подходят. Мы спросили у Ольги Сергеевны, а бывает ли такое, что старички стесняются помощи? На что она ответила: «Им бывает неудобно, им бывает стыдно, что им помогают. Одна бабушка сама рвалась повесить шторы, а я так боялась, что она может упасть, что строго-настрого запретила ей это делать. Так она всех родственников на уши поставила – сами повесили шторы, еще и пол помыли, а то как же, Ольга придет, а у бабушки грязно – стыдно. А я понять не могу, за что стыдно, я у этой бабушки уже восемь лет работаю, я к ней так привыкла. Одному из моих подопечных уже 84 года, и он иногда меня вообще к себе не пускает. Я прихожу, брожу вокруг дома, стучу в окошко. А он выгоняет меня, не нужна ты, мол, сегодня. А однажды я стучала, стучала, а дедушка все не выходил. Я забежала в дом, ему плохо. Вызвали скорую – все по кругу, давление, уколы, лекарства. Я на тот момент отработала у него уже четыре года, и в первый раз услышала от него искреннее спасибо, в его глазах было столько благодарности за то, что я его не бросила. Он сыну звонил, а сын трубку бросил – занят на работе. Его тоже можно понять, с некоторых мест не сорвешься просто так по своим делам».

Тепло Ольга Сергеевна отзывается о ветеранах, с которыми ей повезло поработать. Она рассказывает, что Леонид Николаевич Аристов был человеком очень хорошим. Всего три месяца он не дожил до своего девяностолетия. А отмечать его планировал, звал Ольгу Сергеевну в кафе. Она отмечает, что Леонид Николаевич всегда очень радовался ее приходу, а когда им нужно было прогуляться до больницы за лекарствами, не мог скрыть улыбки: «Хоть молодым с тобой побуду, Ольга, оживлюсь, пока мы гуляем».

Все ли успела?

Ольга Сергеевна очень активная женщина, всегда готовая выполнять свой долг, но она не отрицает того, что как и все нормальные люди, очень устает: «Усталость всегда настигает. Порой домой приходишь, даже шевелиться не хочется, ножки в потолок и все. Я все пытаюсь спланировать – где и чем буду заниматься. Но бывает, принесешь бабуле продукты, и вроде все по плану сделано, а она просит еще пол помыть. Ну, куда деваться – беру и делаю, кроме меня этим никто не займется. А вечером еще домой приду, а в голове уже рой мыслей, у кого была, да что сделала, все ли успела, никого ли не забыла». Ольга Сергеевна понимает, что у каждого своя работа, и каждому тяжело, говорит, особенно медикам, поэтому она старается всегда им помогать на вызовах – то чемоданчик понести, то помочь пронести носилки в узком проходе и по лестнице. Про моральную усталость Ольга Сергеевна даже думать не хочет, но рассказала, что если совсем грустно, она проводит время с близкими людьми, общается, выговаривается, и становится намного легче. И снова повторяет, уже как будто не нам, а самой себе: «Ну, как их бросишь? Все равно они мои. Я к ним прикипела, они ко мне».

Яндекс.Метрика