Яндекс.Метрика
Безопасность

Грани ответственности юных «питбайкеров»

Кратко

Что же такое «питбайк», почему подросткам нельзя на них ездить и какова моральная составляющая? Давайте разбираться.

Резонанс вокруг несовершеннолетних «питбайкеров» не утихает, а лишь подогревается новыми случаями. Так произошло и совсем недавно: в соцсетях разгорелась нешуточная словесная борьба между людьми с активной гражданской позицией, ребятишками, нарушающими ПДД, и сторонними наблюдателями, которые не всегда, к сожалению, знакомы с правилами дорожного движения и не могут дать точную информацию.

Что же такое «питбайк», почему подросткам нельзя на них ездить и какова моральная составляющая? Давайте разбираться.

Нет такого слова!

В правилах дорожного движения не существует такого понятия как «питбайк». Это слово вошло в народную речь так же, как и когда-то «скутер», то есть мопед. Так называемый «питбайк» может быть как мопедом, если его объем двигателя менее 50-ти кубических сантиметров, так и мотоциклом – если объем двигателя более 50-ти кубических сантиметров. В обоих случаях «питбайк» – это транспортное средство, на которое требуется право управления: категории М, получить его можно с 16 лет (мопед), или А – с 18 лет (мотоцикл).

Многие граждане заблуждаются в своей уверенности в том, что это только спортинвентарь. По идее, так и должно быть – ведь «питбайки» для экономии на таможне продаются без ПТС (паспорта транспортного средства) и реализуются именно с паспортом спортинвентаря. В идеале, «питбайк» должен использоваться для соревнований и тренировок в специально отведенных для этого местах, куда его привозят на отдельном транспорте и потом, соответственно, увозят. По дорогам на нем ездить нельзя.

Об этом говорят и некоторые характеристики таких мотоциклов. На большинстве из них нет ни «поворотников», ни «стопов», ни даже фар (конечно, все зависит от комплектации). Поэтому, когда «питбайкер» выезжает на дорогу, он сознательно создает опасность для всех участников дорожного движения – и для себя, и для тех, для кого его реакция на дорожную ситуацию элементарно непредсказуема.

Упомянем также о самокатах, ДТП с которыми по всей стране становится все больше. Электросамокат с мощностью более 250 ватт относится к мопедам. То есть, уже нужен мотошлем, уже нужно водительское удостоверение категории М, и это транспортное средство должно управляться по ПДД.

Так можно ездить или нет?

Итак, мы выяснили, что по закону «питбайк» – это полноценное транспортное средство. Соответственно, как уже было упомянуто, чтобы покататься на этом мини-мотоцикле, необходимы права категории М. Если же эти правила игнорируются, то нарушителей ждут санкции по всем правилам. Если подросток, не достигший возраста 16-ти лет гонял по дорогам на «питбайке», то протокол на водителя не составляется, а информация о нем направляется в ПДН, и уже там принимается решение: если уже были за подростком нарушения, то его сразу поставят на учет, а если нет – то выносят предупреждение. На подростков с 16 до 18 лет протокол составляется, но штраф выносит комиссия по делам несовершеннолетних, он может быть от 5 до 15 тысяч рублей. Помимо этого, родителям, которые доверили транспортное средство ребенку, грозит штраф в размере 30 тысяч рублей вне зависимости от возраста нарушителя.

Официально несовершеннолетние нигде не могут ездить, даже по полям и в лесу. Но так как поля и леса не являются «вотчиной» сотрудников ГИБДД, считается, что ловить ребятишек там никто не будет. И многие родители, поддаваясь на уговоры детеныша хоть немного покататься рядом с домом, отпускают его. Все мы прекрасно понимаем, что чаще всего строгий наказ родителей – не совать носа на дорогу, со временем начинает игнорироваться. Подростки кучкуются, им нужно показать себя, и обнаруживается среди них самый смелый, кто поедет дальше обозначенной территории. И тут уже срабатывает стадный инстинкт: «все катаются, и я катаюсь». И вот, сегодня они покатались по поляне, завтра они вылезли на дорогу, послезавтра их уже заметили на светофоре, а через месяц их можно обнаружить где-нибудь в другом селе. К тому же, родители, доверяя своему ребенку, часто ослабляют контроль, и дети до поры до времени пользуются принципом «не пойман – не вор». Отсюда вполне логичный вывод – нужен строгий контроль.

Опасности – одна за другой

Вы, возможно, дорогие читатели, думаете, что пора бы отстать уже от ребятишек, ведь и сами в юношестве рассекали по деревенским дорогам на жужжащих «уралах», «явах», «минсках» и прочих…

Когда слышен рев мотора приближающегося «питбайка», а за рулем виден щупленький подросток, сразу вспоминается одна песня, которую многие, родившиеся в девяностые годы, помнят наизусть – разбуди среди ночи, на одном дыхании выдадут текст. Группа «Слезы асфальта» записала песню под названием «Школьный бал». По сюжету юноша и девушка ехали на мотоцикле со школьной дискотеки по мокрому от дождя асфальту, и тут парень понимает, что отказали тормоза, а скорость огромная. Он отдал девочке свой шлем, и, как оказалось, не зря – авария все-таки случилась. И парень погиб, а девочка выжила.

Эта выдуманная история из песни на самом деле вполне может случиться и в жизни. И ведь случались такие ДТП. И далеко не один раз.

В Маслянинском районе за 2023 год случилось четыре ДТП с участием двухколесного транспорта. 11-летний мальчик из Малой Томки не справился со своим мопедом и уехал в кювет. Так как он был без мотошлема, у него тяжелая травма головы. 15-летний водитель «питбайка» не был замечен водителем УАЗа и получил тяжелые переломы. Пострадала и юная пассажирка «питбайка». Еще случай – 14-летний мальчишка врезался в автомобиль на своем «питбайке» и скрылся с места происшествия. Всего 14 лет, а уже вовсю нарушает закон! Да и чего удивляться, если следующее ДТП говорит о многом. Взрослый человек, 34 года – без прав, без шлема рассекал по дороге и опрокинулся с нее. И все себе переломал – живого места не найти.

В этом году малолетних «шумахеров» без прав поймали уже троих. А те четверо, из-за которых разгорелись споры в соцсетях, побывали в отделении ГИБДД вместе с родителями. «Великолепная четверка» решила, что если по дороге кататься нельзя, значит, они будут ездить по свежевыложенным тротуарам Гуляй-парка, несмотря на то, что по новенькой плитке гуляют родители с маленькими детьми. И снова, сознательное создание опасной ситуации…

Немного о морали

Да, понятно, что взрослые когда-то были детьми и тоже гоняли на мотоциклах по дорогам. Но отчего такая ситуация была возможной? Опять же, из-за отсутствия строгого родительского контроля. И ДТП было ничуть не меньше, чем нынче, и они были точно такими же тяжелыми, и с травмами, и со смертью.

Так почему же нынешние взрослые должны вести себя также безответственно по отношению к своим детям? И почему каждый всегда думает: ну, мой ребенок точно не убьется. Родители, как бы вы ни доверяли своему чаду, подростки – это еще дети. Дети не умеют вовремя и правильно ориентироваться в стрессовых ситуациях, дети, начиная примерно с 12 лет, постоянно протестуют и бунтуют против социума, нарушая правила, они находят себе новые авторитеты – старших товарищей, далеко не всегда таких, с которых стоит брать пример, или более смелых и «безбашенных» одногодок. Это нормальный процесс взросления, но в такие моменты невероятно важно, чтобы родители были рядом, чтобы учили своих детей, как обезопасить себя, как не подвергнуть опасности других. Вы – единственный фундаментальный ориентир своих детей, с самых пеленок они видят именно ваш пример. И то, как в социуме ведете себя вы, селится в их юных головах как правильная картина мира. От вас зависит то, каким человеком, и человеком ли вообще, вырастет ваш ребенок.

Хочется обратиться и к ребятам. Адреналин, скорость, крутой мотоцикл – это классно. Но, раз уж вы считаете себя взрослыми людьми, вам придется брать на себя взрослую ответственность. Выезжая без прав, без шлемов, без включенных фар на дорогу, вы становитесь ответственными за себя, за пассажира, за пешехода и за других водителей. Да, именно так. Есть замечательная поговорка, которую вы должны выучить наизусть и в любой ситуации ориентироваться на нее: на других надейся, а сам не плошай. Вас воспитывают родители, вас учат педагоги, с вами проводят беседы сотрудники ГИБДД, а на дороге присутствуют более опытные участники движения. Но ситуации бывают разные, участники дорожного движения тоже бывают разные. Опасность может подстерегать вас на каждом повороте, и поэтому – будьте осторожны, используя свои «питбайки».

А лучше потерпите, дождитесь 16-летнего возраста, получите права и катайтесь по всем правилам дорожного движения. Вы от этого не станете менее крутыми, совсем наоборот. Крутой человек – это тот, рядом с которым безопасно, тот, кому можно доверять, тот, по чьей глупости не будут сломаны несколько жизней за доли секунды.

Берегите себя.

Благодарим за помощь в подготовке материла начальника ОГИБДД ОМВД России по Маслянинскому району Ивана Александровича ГРАФ.

Яндекс.Метрика