В рамках закона
Кратко
Цель публичного мероприятия – свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В последнее время наиболее опасной угрозой дестабилизации правопорядка в России и в других странах стала протестная активность.
Сущность протестной активности заключается в противоправных действиях больших групп людей, отказывающихся от выполнения законных требований органов власти, сил правопорядка, направленных против общественной безопасности и общественного порядка.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 номер 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Цель публичного мероприятия – свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно статье 5 ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Действия по проведению предварительной агитации до согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления проведения публичного мероприятия, квалифицируется по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ в части организации несогласованного публичного мероприятия. В действиях граждан, выполнявших организационные функции, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Участником публичного мероприятия – гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 ФЗ, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Согласно части 3 статьи 6 ФЗ, участники обязаны:
– выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
– соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
– соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона, участники не имеет право:
– скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
– иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
– находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;
– использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.
В случае невыполнения законных требований сотрудника полиции в действиях участников публичного мероприятия усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Отделение МВД России по Маслянинскому району