Яндекс.Метрика
Люди дела

Солнечная музыка – песня гусляра

Кратко

Одним из первых инструментов, сделанных руками Василия Евгеньевича, была свирель. Умелец раздобыл у товарища бамбуковые удочки, и все они ушли на эксперименты. А бамбук хороший был, выдержанный, нынче такого в магазине не найдешь, его самому надо подготавливать. Со временем свирели стали создаваться из куска дерева: «Просверливаешь, обтачиваешь, и всё – бамбук уже не нужен».

Не каждому современному человеку удается вживую услышать звучание народных инструментов. Даже в деревнях и селах дудочки, свистульки и, тем более, гусли – ныне редкость. И именно сейчас, в наше время, мир нуждается в мастерах – хранителях народного искусства. Василий Евгеньевич Огнев, поистине, человек-оркестр, только не классической музыки, а народной, той, что наши предшественники исполняли, возвращаясь с покоса, вечером у костра или на шумной свадьбе всей деревней.

Вот на сцену выходит народный ансамбль «Горлинка» – каждый здесь голосом силен и удал в игре на музыкальных инструментах. Бесконечно можно слушать пение – то тихое, то задорное. И стоит выйти вперед Василию Евгеньевичу с гуслями наперевес, как начинается что-то особенное. Уникальный инструмент в руках мастера издает переливчатые звуки, трогающие ту часть русской души, где живет вся память об истории и традициях, и заставляет сердце будто бы сжиматься от тягучей тоски по минувшему, по тем былинным временам, когда гусли жили и тешили народ. Слетают ноты со струн и волшебными нетающими сугробами ложатся в душе гордостью за нашу культуру, за творчество народное, за таких вот самобытных мастеров.

Все началось

с баяна

Будущий мастер родился на Дальнем Востоке, мамины и бабушкины песни с колыбельки потихоньку, как бы исподволь, закладывали судьбу маленького Васи. А когда Василий стал «здоровым трехлеткой», мама взяла, да и купила… баян! «Мы с братом еще совсем маленькие были. Она и не знала, будем ли мы на нем играть, но приобрела все равно. Всем родителям хочется посоветовать такую стратегию».

Мальчишку инструмент заинтересовал, стал он кнопочки да клавиши нажимать. Учился-учился, и уже где-то в пятом классе сам сыграл «Коробейников». Возможности добираться в школу искусств из деревни не было – дороги плохие, поэтому и учился сам. А своеобразным наставником ему стал старший товарищ Сергей Ермаков. Так потихоньку был освоен баян, а затем и гитара.

По жизни –

с музыкой

Изначально и не планировалось делать музыку своей профессией. После армии Василий Огнев работал в связи, потом в речфлоте, затем в карьере каменщиком. Но жизнь все-таки подтолкнула к музыкальной стезе-дорожке, и молодой человек поступил в колледж искусства и культуры.

После обучения молодой музыкант пришел в Малотомский клуб, где и проработал 15 лет. Тогда же и начал общаться с семьей Дукальских, и, по его словам, уже на протяжении многих лет наблюдает рост ансамбля «Горлинка» от самодеятельности до этнографии. Отметил Василий Евгеньевич: «Все любят петь народные песни. А песня – это такая махонькая часть фольклора. В нем знать нужно многое. А самое главное – хотеть знать».

Седой дед

и свистульки

Волею судьбы музыкант стал наставником для юных дарований – стал музыкальным преподавателем. Как сам говорит, работал тогда жадно: охватил и детские сады, и школу общеобразовательную, и школу искусств. И вот, однажды, поехала от школы искусств делегация в город Томск на фестиваль. Именно там и началась история мастерства: «Смотрю, на сцену дед выходит белый-белый. Правда, и  голова, и борода были седые, и рубаха белоснежная. Стал дед инструменты демонстрировать – дудочки всякие и свистульки. Взял тыковку маленькую и как давай на ней играть! Я посмотрел-послушал, да и решил, что не хуже деда! И вот с тех пор стал потихоньку двигаться в этом направлении».

Одним из первых инструментов, сделанных руками Василия Евгеньевича, была свирель. Умелец раздобыл у товарища бамбуковые удочки, и все они ушли на эксперименты. А бамбук хороший был, выдержанный, нынче такого в магазине не найдешь, его самому надо подготавливать. Со временем свирели стали создаваться из куска дерева: «Просверливаешь, обтачиваешь, и всё – бамбук уже не нужен».

Пошло-поехало, доехало до гуслей

Потом мастер решил сделать гусли. Первый раз, правда, получились гусельки – маленькие совсем. И все равно они удивили и порадовали всех в «Горлинке» – чудо, не иначе, инструмент сейчас редкий, да еще и своими руками сделанный.

После настало время и полноразмерных гуслей. Интересно слушать не только, как они играют, но и про их изготовление. Вот, например, нужно помнить, что если заказать инструмент в интернете, то он может и хороший, и качественно выполнен, а звук все равно – не такой, как надо. Оказывается, все зависит от струн. Если на гусли поставить струны от пианино, звук будет мощный и совсем не фольклорный. А это же не классика, фольклорное звучание может быть неровным и дребезжащим. Гусли именно с таким аутентичным звуком мастер подарил Сергею Владимировичу Дукальскому – для этого инструмента были взяты жилки от старого военно-полевого кабеля: «И такой, знаете, солнечный звук получился, звенящий. А на свои гусли я сделал проволоку, он потолще, и звук на них более стройный».

На вопрос, какие еще инструменты Василий Евгеньевич изготовил самостоятельно, он ответил: «Все делал. Ложки для ребятни, калюки. Интересный, кстати, инструмент – калюка. У него нет отверстий, как у свирели. Еще я гудок сделал, это прототип современной скрипки. Пока мало кто на нем хочет играть, один только мальчишка маленький к нам пришел, ему интересно стало».

Музыкальный

лекарь

Василий Евгеньевич – человек очень скромный, к вниманию, кажется, все не может привыкнуть, а его – хоть отбавляй. Как душевно о нем отзываются соратники и ученики! Александра Ляхова, коллега по «Горлинке», считает, что в народном искусстве нет двух одинаковых инструментов или костюмов. Все едино, но, в то же время, все имеет свое лицо: «Если вы зайдёте в нашу горницу, вам обязательно покажут инструменты, выполненные удивительным человеком, мастером-самородком земли маслянинской Василием Огневым. Каждый его инструмент имеет свой характер, свой голос, свое лицо. Собрав все инструменты вместе, вам удастся сложить образ этого удивительного человека. На Руси гусляр лечил людей, и немногие знают, что в нашем краю тоже есть свой музыкальный лекарь. Словно тонкая музыкальная нить отделяется от струн гуслей, а быстрые пальцы направляют их прямо в сердце, обволакивая и приглушая любую боль и тоску. Но больше всего мне нравится, когда Василий улыбается глазами. Таких людей очень мало…»

Предки наши – мудрые были люди, это касается и музыкальных инструментов. Василий Евгеньевич обладает уникальным знанием, пониманием этого живого звучания. Он дарит это понимание и слушателям, храня, неся по жизни и передавая бережно в руки современных людей творческое наследие наших предшественников.

До глубины души задевают слова ученицы уникального мастера Элины Прилепы: «Василий Евгеньевич уже более десяти лет мой учитель и наставник. Благодаря ему я умею играть на свирели, балалайке, гитаре, гуслях. Перенимать его мастерство – большое счастье для меня! Василий Евгеньевич учит понимать музыку и слышать инструмент. Это невероятно добрый и душевный человек, но требовательный к грамотному отношению к музыке. Мне посчастливилось выступать дуэтом вместе с Василием Евгеньевичем на сцене. Своим особым ученикам он дарит инструменты своего изготовления. Мне повезло: Василий Евгеньевич подарил мне свирель. Я желаю своему учителю крепкого здоровья, вдохновения, чтобы он как можно дольше радовал нас своим мастерством!»

Яндекс.Метрика