Яндекс.Метрика
Официально

Перезагрузка «мусорной реформы»

Кратко

Депутаты убеждены: не инвестор, а Правительство области должно диктовать условия концессии.

На совместном заседании бюджетного и строительного комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области депутаты проанализировали ошибки, допущенные при создании и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Кто виноват?

Совсем недавно, 19 мая, Правительством области было расторгнуто концессионное соглашение, заключенное 22 июля 2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск» и направленное на возведение двух крупных мусоросортировочных комплексов и двух полигонов на территории Новосибирской агломерации. Депутатов интересовало, каковы для региона финансово-экономические и правовые последствия расторжения.

Из кратких докладов министра экономического развития Льва Решетникова и министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области Дениса Архипова следовало: соглашение расторгнуто по соглашению сторон, обоюдно, никаких дополнительных условий по расторгнутому соглашению нет.

Однако депутаты оказались не согласны с такими выводами. Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко напомнил, что концессионное соглашение касалось огромных объемов – почти 80 процентов всего мусора в регионе, на нем строилась вся мусорная реформа. «Уже с июля 2017 года было понятно, что никогда эту концессию не реализуем. И даже в этом случае вы пять лет ее не расторгали. Как же так? Концессионер, как собака на сене, сидел на нашей области, держал два участка, ничего не строил и не давал другим инвесторам зайти. И все наши программы рушились, хотя уже в 2019 году должны были сортировать на двух этих мусорных полигонах 400 тысяч тонн мусора!»

«Понятно, что все это нас очень волнует, – взял слово Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив. – На протяжении пяти лет звучали жесткие выступления депутатов, еще более острые вопросы задавали жители области, в ответ – успокаивающие речи чиновников. Сегодня варианты решения есть. Мы обговаривали это и с Губернатором, и с Сергеем Николаевичем Сёмкой. Услышали, что концессионер, о чем все время настаивали депутаты, будет не один, произойдет деление на две-три-пять-шесть концессий – это в процессе обсуждения. Но время-то упущено, это факт. Считаю, что группа компаний «ВИС» должна извиниться перед населением Новосибирской области. Пусть извиняться хотя бы! Пять лет все ждали».

Спикер регионального парламента отметил, что до ближайшей сессии – 7 июля – Минэкономразвития региона должен представить экономическую модель коммунальной инфраструктуры, которая будет реализовываться в Новосибирской агломерации.

Что делать?

О планах, реализуемых в области, депутатам рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства Денис Архипов. Согласно территориальной схеме, создание объектов инфраструктуры предполагается в 14 районах. В рамках концессионных соглашений планируется создать: восемь объектов в Болотнинском, Каргатском, Кыштовском, Куйбышевском, Новосибирском (Левобережный и Правобережный объекты), Татарском, Тогучинском районах, из них с участием ППК РЭО – шесть объектов, два объекта в рамках муниципальной концессии (Болотнинский, Кыштовский районы). В рамках госпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» за счет бюджетных ассигнований запланированы следующие мероприятия: в 2022 году – начало строительства полигона в Болотнинском районе в рамках муниципальной концессии, проектирование и строительство пяти площадок временного накопления отходов в Доволенском, Купинском, Ордынском, Сузунском, Чулымском районах. Контракты на строительство и проектирование заключены, работы ведутся. В 2023 году планируется проектирование и строительство площадок временного накопления отходов в Здвинском, Мошковском, Чановском районах; в 2024 году – в Колыванском, Коченевском, Купинском районах.

Озвученные планы вызвали дискуссию. По мнению ряда депутатов, предлагаемое Правительством развитие событий не обещает качественного скачка в решении проблемы: «Построили же за три года на областные и федеральные деньги ледовый дворец – почему бы и инфраструктуру для системы ТКО не создать за бюджетные деньги. Зачем ждать мусорного коллапса, когда можно все держать в областных руках?» – высказал позицию многих зампред комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Дмитрий Козловский. «Почему мы не рассматриваем создание собственного регионального оператора? Этот вопрос надо рассматривать и за это голосовать», – убежден депутат Константин Антонов.

Прозвучали конкретные предложения

«Поэтому, необходимо разбить полигоны на отдельные лоты. Это понизит инвестиционный порог, повысит конкуренцию. И как следствие – снизит потенциальную нагрузку на бюджет», – уверен заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Кальченко.

Депутаты убеждены: не инвестор, а Правительство области должно диктовать условия концессии. Необходимо увеличить количество мусоросортировочных комплексов на территории Новосибирской агломерации с целью снижения экономической и экологической нагрузки на территории с двух объектов (предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами в Новосибирской области), до трёх – пяти объектов, а также предусмотреть заключение концессионных соглашений по каждому создаваемому объекту. При заключении концессионных соглашений предложено установить размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств концессионера, чтобы быть уверенным, что инвестор в состоянии осилить создание объекта. А также такое существенное условие, как исключение из концессионных соглашений необоснованных и излишних бюджетных гарантий концессионеру. Все прозвучавшие предложения войдут в рекомендации Правительству области.

«За шесть прошедших лет мы внесли изменения в наши нормативные документы, в законы, – отметила заместитель Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области Ирина Диденко. – Концессию с «ВИС» мы критиковали, но били, что называется, «по хвостам». Теперь, когда в законодательство внесены изменения – рассмотрение в Законодательном Собрании предваряет заключение соглашения и проведение конкурсов. Принятием рекомендаций законодателей области теперь мы разделяем ответственность с исполнительной властью».

Яндекс.Метрика