Этот модульный цех очень важен для всех
Кратко
Не побоюсь сказать, что поездка на зернокомплекс и комбикормовый завод ООО «Сибирская Нива» оказалась реально захватывающей. Проезжая по автодороге в направлении села Барсуково, можно увидеть огромные зерносушильные контейнеры, — вид впечатляет. Оказаться внутри этого гудящего комплекса да еще и рассмотреть […]

Не побоюсь сказать, что поездка на зернокомплекс и комбикормовый завод ООО «Сибирская Нива» оказалась реально захватывающей. Проезжая по автодороге в направлении села Барсуково, можно увидеть огромные зерносушильные контейнеры, — вид впечатляет. Оказаться внутри этого гудящего комплекса да еще и рассмотреть его с высокой точки, откуда деревья кажутся маленькими, а эти самые контейнеры оказываются практически под ногами, — даже немного страшно. Но интересно.
Эту «экскурсию» в самое сердце немалого модульного цеха по производству кормов (?) как он правильно называется, и самой цеховой вершины провёл автору этих строк Игорь Александрович Зайцев, его руководитель. Начиная с первых минут, увлеченно рассказывал о том, как и куда поступает зерно – на семена, на кормовые цели, на продажу: в зависимости от качества, сорности, влажности и других составляющих. Проверяются зернышки сразу же, как только груженая машина заезжает на весовую: лаборант набирает порцию материала и в течение нескольких минут получает результат.
Много ли за сутки поступает зерна? «Много, до полутора тысяч тонн, — уточняет Игорь Александрович, попутно показывая на разборной доске зерна после пробы. – Вот само зерно, вот примеси – так определяется качество, основываясь на котором мы понимаем, что делать дальше…»
Первую очередь зерносушильного цеха запустили 14 лет назад. Сейчас перед глазами открывается довольно крупный комплекс, состоящий из двух объектов. На единой площадке расположен зернокомплекс для подработки, сушки и хранения зерна и Комбикормовый завод, ведётся строительство семенного завода.
Зерно, убранное в полях, непригодно для длительного хранения. Оно имеет повышенную влажность и сорность. Если такое зерно положить в склад, или в силос (ёмкость для хранения зерна), то такое зерно начнет портиться и может даже загореться.
Для того, чтобы привести зерно к нормативным кондициям, его нужно очистить от примесей и просушить. Для этих целей, на зернокомплексе установлены зерноочистительные машины и две зерносушилки.
На момент приезда вашего корреспондента полным ходом шла просушка пшеницы, совсем скоро приступят к обработке рапса.
Интересуюсь у Игоря Александровича, — как работает зерносушилка? Человеку, впервые увидевшему весь процесс, ничего не понятно, но любопытно. «Сушилка наполняется доверху зерном, шахта сушилки имеет специальные отверстия, назовём их просто – плюсовые и минусовые «домики», куда по технологии поступает воздух, зерно продувается и отдаёт лишнюю влагу, — терпеливо и простым языком объясняет руководитель. – В общем, воздух, проходя через зерновой слой, забирает влагу, а чтобы зерно просушивалось лучше, воздух подогревается».
На этапе сушки самым важным является соблюдение температурного режима. Если зерно перегреть, оно высохнет быстрее, но может испортиться. Поэтому работа сушильного мастера очень ответственная.
Пройдя все этапы, которых еще очень много на самом деле, зерно помещается на хранение в силоса – специальные ёмкости для хранения зерна.
Часть высушенного зерна отправится на семена, часть будет продана, но всё-таки основная часть зерна будет передана на комбикормовый завод, где готовится корм крупно рогатому скоту, содержащемуся на животноводческих комплексах в Пеньково, Борково, Елбани и частично в соседних районах.
Стоит отметить, что именно комбикормовый завод открыт зимой этого года. Технологическая схема состоит из линии приемки, подработки и хранения зернового сырья объемом 8 тысяч тонн, линии по приготовлению рассыпных кормов производительностью 10 тонн в час и линии гранулированных кормов производительностью 2 тонны в час.
Плановая мощность цеха составляет 73 тысячи тонн в год. Масштабы немалые, но возведение бункеров продолжается, уже подготовлены площадки, так что производство растёт.
Всё сырьё, которое поступает, можно условно разделить на два вида, один из которых – зерновые насыпные компоненты: пшеница, кукуруза, ячмень, шрота, жмыхи. Всё это проходит обработку при помощи специальной зерноочистительной машины и дальше размещается по бункерам-бочкам. Объём большой бочки – 2000 тонн, таких бочек пока три, маленькие бочки вмещают до 150-200 тонн, в зависимости от вида сырья. Второй вид — мешочные компоненты – соль, мел, премиксы, в общем, микроэлементы, которые добавляются в корма для витаминизации и вкусовых качеств.
Производство комбикормов выполнено в несколько этапов:
на первом этапе сырьё закачивают и засыпают в специальные бункера.
Оператор с помощью специальной программы задаёт рецепт и специальные весовые дозаторы, — набирают необходимые компоненты в соответствии с заданием. Затем набранные компоненты дробятся и смешиваются в специальном смесителе.
Основная часть готовой продукции комбикормового завода – рассыпной комбикорм — помещается в бункера готовой продукции и, после этого автотранспортом развозится по животноводческим комплексам. Для собственного поголовья телят на комбикормовом заводе комбикорм гранулируют.
Чистые, ароматные гранулы на вид вполне аппетитно выглядят. Попробовать, конечно, не решилась, но подумалось о том, что животным они наверняка нравятся. Впрочем, на это и нацелена работа лаборантов, механизаторов, водителей, операторов, инженеров, — чтобы было качественно и полезно! Всего в модульном цеху трудятся 35 человек. Строгая дисциплина, порядок, ответственность – не просто слова, а стиль работы, логично выстроенная система, где важно и взаимосвязано всё: и человек, и его дело.
Останется в общей массе немного зерна с высокой влажностью – пойдёт процесс порчи огромного количества, что «потянет» за собой последствия: будь то испорченные семена, хлеб на столе или гранулы для животных. Хотя такие ошибки здесь исключаются – весь процесс автоматизирован и в операторской на мониторах отслеживается каждый этап работы, но ведь и за этими показателями нужно следить человеку.
Как живой улей, гудят агрегаты и оборудование, но самое главное во всём этом профессионализм и ответственность людей.
Ольга КОШКИНА, фото автора