Искупать «макушку лета»
Кратко
День Ивана Купалы в древности был одним из основных праздников у восточных славян. Считается, что к этой дате природа достигает максимального расцвета.Ранее, как сообщается в этнолингвистическом словаре «Славянские древности», день Ивана Купалы приходился на 21 июня. Это день летнего солнцестояния, […]

День Ивана Купалы в древности был одним из основных праздников у восточных славян. Считается, что к этой дате природа достигает максимального расцвета.
Ранее, как сообщается в этнолингвистическом словаре «Славянские древности», день Ивана Купалы приходился на 21 июня. Это день летнего солнцестояния, почитаемый во многих религиях, а также самая короткая ночь в году. У славян день солнцестояния назывался солнцеворотом. Традиционно на Ивана Купалу совершали множество обрядов, связанных с водой, травами и огнем.
Ночь темнее и длиннее
Сегодня Иван Купала празднуется в ночь с 6 на 7 июля. Так получилось потому, что после принятия христианства на Руси языческий праздник превратился в православный, и его дату изменили на 24 июня — день рождения пророка Иоанна Предтечи (Крестителя). Когда юлианский календарь сменился на григорианский, 24 июня по старому стилю превратилось в 7 июля по новому стилю.
После летнего солнцестояния ночь начинает становиться длиннее, поэтому для славян было важно провести магические обряды очищения именно в это время, пока тёмное время суток всё ещё коротко. Костры и купание — часть этих обрядов.
История праздника насчитывает, судя по всему, более 1000 лет: ещё ранние славяне отмечали тёплые летние дни. Дохристианское название праздника неизвестно, но на юге долго сохранялась традиция звать Купалу Ярилиным днём или «макушкой лета». А само словосочетание «Иван Купала» — название, которое появилось под влиянием православной церкви. Так как славянский языческий день «макушка лета» медленно, но верно сливался с праздником Рождества Иоанна Крестителя, то выжило в итоге самое сильное название. То есть парафраз имени этого важного святого на славянский лад. Иван Купала — то же самое, что Иоанн Креститель (Купатель).
Когда вода дружит с огнём
По славянским поверьям, Иван Купала был единственным днём в году, когда вода дружила с огнём. И они вместе работали на благо человечества: лечили, очищали, защищали от злой магии. Огонь мог наделить магическими свойствами даже обрядовую еду, что была приготовлена на нём. На Купалу ритуально жертвовали первые плоды овощей и фруктов. Было принято также готовить обетную кашу, а белорусы пили на Купальскую ночь вино и пшеничное пиво.
Жечь костры в ночь на Купалу — это была святая обязанность каждого уважающего себя славянина. Для этого всей деревней собирали хворост — огромную кипу. Втыкали в него шест, на который вешали колесо или череп коровы (в Полесье). Потом строили хворостяную пирамиду и поджигали, да так, чтобы пламя устремлялось в небо! После того как такое кострище немного прогорит, можно было начинать прыжки через костёр. Они тоже обладали очистительной силой.
На Ивана Купалу обязательно начинали собирать целебные травы. Их потом сушили и хранили дома до следующего праздника. У настоящей профессиональной ведуньи такие травы часто неплохо работали. Молодёжь плела из трав венки и надевала друг на друга — и парни, и девушки. А ещё на Ивана Купалу должен был зацвести папоротник. Под этим цветком лежал огромный клад, который мог сделать простого селянина сегодняшним олигархом своей губернии. Проблема заключалась в том, что папоротники в принципе не цветут — они размножаются спорами. Но это уже совсем другая история.
Сила любви и трав
Одной из самых кощунственных для Церкви традиций на Ивана Купалу были гадания. В русской обрядности это в основном брачные гадания, которые проводила молодёжь. Например, днём на Купалу надо было сорвать две травинки, назвать их двумя именами: одну — своим, другую наречь как возлюбленного. Когда травинки завянут, нужно взглянуть на них: если тянутся друг к другу — на ваши чувства ответят. А ночью можно было сходить в поле и сорвать растение с закрытыми глазами. Название этого растения начинается на первую букву имени будущего мужа.
В старинных песнях рассказывалась история «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Иван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят.
Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».
Отмечать или нет этот праздник, решать вам, но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».
Подготовила Ольга Кошкина