Яндекс.Метрика
Память

Граница – на крепком замке

Кратко

Среди защитников Брестской крепости были и воины-сибиряки – лейтенант Александр Санин, техник-интендант второго ранга Иван Черняев, младший сержант Родион Семенюк, красноармеец Владимир Виданов.

Над границей тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

В Большой советской энциклопедии есть определение: пограничные войска предназначены для вооруженной защиты политических и экономических интересов государства в его сухопутных и морских границах. В СССР погранвойска были в составе Вооруженных Сил и подчинялись комитету госбезопасности, защищая государственные границы и на суше, и на море.

О подвигах пограничников можно говорить много, при этом вспоминая годы Великой Отечественной войны, а особенно начало (с 22 июня по 31 августа 1941), когда они первыми встретили ожесточенное вторжение и оказали героическое сопротивление, о чем писала Л. М. Бондарь в книге «Трагическое лето сорок первого». Враг, используя внезапность и многократное превосходство сил и вооружения, вероломно вторгся, лез напролом, не считаясь с потерями и вынуждая наши войска отступать…

Среди защитников Брестской крепости были и воины-сибиряки – лейтенант Александр Санин, техник-интендант второго ранга Иван Черняев, младший сержант Родион Семенюк, красноармеец Владимир Виданов. Журналист и писатель Сергей Смирнов, описавший подвиг юной комсомолки-партизанки Зои Космодемьянской, обратился в 1956 году с просьбой откликнуться тех, кто защищал Брестскую крепость.

Первым откликнулся новосибирец Иван Федорович Черняев, рассказал исторический эпизод, как был заведующим делопроизводством оборонно-вещевого снабжения с 1939 года. Во время обороны Брестской крепости сражался в Восточном форте, там же сражался другой сибиряк – младший сержант Родион Ксенофонтович Семенюк.

30 июня, на восьмой день войны, в момент особо ожесточенных боев на оборонительных волах форта Родион Семенюк вместе с красноармейцами Фальварковым и Тарасовым спрятал в полу одного из казематов Восточного форта боевое знамя своего подразделения. Спустя много лет Семенюк напросился в командировку в Брестскую крепость, чтобы отыскать знамя и вернуть Родине! Знамя нашли и в торжественной обстановке передали на вечное хранение в музей обороны Брестской крепости. Родина высоко оценила мужественный поступок сибиряка – в 1957 году Родиона Семенюка наградили орденом Красной Звезды.

Тяжелая судьба выпала на долю лейтенанта Александра Санина, сибиряка, возглавлявшего оборону центрального острова в районе Тираспольских ворот. Был тяжело ранен, попал в плен. Находясь в концлагере Хаммельбург, некоторое время выполнял обязанности ординарца генерала Д. М. Карбышева.

Храбро воевали сибиряки на защите рубежей не только на Западе, но и на Востоке, и не только в годы Великой Отечественной войны. Мысленно переносимся в 1935 год. Граница, пост «Веселый Ключ», 1 мая. На посту наш земляк, уроженец деревни Некрасовка Александр Захарович Краев, парторг заставы. О его подвиге писала газета «Маслянинский льновод» в 1983 году. Осенью 1935 года заканчивалась его служба, в Сибири ждали родители и жена. Страна Советов отмечала 1 мая. В этот день по приказу начальника заставы охраняли госграницы СССР красноармейцы-пограничники под руководством командира – коммуниста, секретаря партийной организации – Александра Краева. В предрассветной мгле на участке границы, который охранял непосредственно Краев, появились неприятели, и их было много. Враги хотели окружить его и взять в плен, но не таков сибиряк, чтобы сдаться в руки недругов-самураев. Обнаружив лазутчиков, Краев смело вступил с ними в бой. Первых троих Александр уничтожил выстрелами из винтовки, при этом и сам получил ранение. Продолжая стрельбу по врагам, не заметил, как один из них подошел сзади и смертельно ранил командира. Александр успел бросить гранату в неприятелей. Подоспевшие пограничники уничтожили бандитов, но Александр был уже мертв. Положили его тело на шинель, отнесли на заставу, а затем с почестями похоронили в поселке Пограничном. В память о подвиге бесстрашного командира застава «Веселый Ключ» была переименована. Она получила имя Александра Краева и стала первой в Приморье именной погранзаставой. В караульном помещении осталась стоять аккуратно заправленная кровать Краева, на ней его портрет. Пограничники сочинили незатейливое стихотворение и переложили его на песню, и есть там такие слова: «Стоял он в дозоре весеннею ночью…», «Упал мой товарищ…», «Родная застава, родная застава, прощай…»

О подвиге земляка стало известно летом 1935 года. В колхозе имени Крупской шел сезон заготовки сена. Травы уродились густые, и как грибы росли стога. На обеденный перерыв прибыл сельский почтальон, принес газеты и письма. Тогда и узнала Лидия Захаровна, сестра Александра, о подвиге брата. Но толком никто об этом больше и не узнал – сетра была неграмотная. Но было еще письмо от жены Надежды: «Милая мама, сохраните память о сыне-герое. Он пал на боевом посту от рук врагов революции. Пал геройской смертью храбрых».

А кто такой Александр Краев? Как и многие переселенцы из центральных районов России, его семья оказалась в Сибири. Семья многодетная, отец рано умер, мать одна. Александр был в работниках у богатого селянина Некрасовки, учился в школе колхозной молодежи (ШКМ) в Маслянино. После ШКМ учился в Барнауле в финансовом техникуме, вступил в партию в 1933 году, затем был призван на службу. Был настоящим гражданином великой и могучей страны и погиб, ее защищая.

Судьба привела еще одного нашего земляка – Ивана Петровича Булычева – на защиту рубежей на Дальнем Востоке в 1942 году. Как и многие его ровесники, кому уже исполнилось 18 лет, был призван на фронт. Дело было в Ачинске на формовочной станции. Мимо Ивана шел офицер, остановился, немного поговорили, а через час пришел старшина и говорит: «Собирай вещи, едешь на Восток». Следующая станция – Хабаровск. И вот, накануне 1943 года, Иван уже на границе в составе маневренной группы погранотряда.

Двухэтажное здание, где жили 70 пограничников, хорошо просматривалось со стороны гор. По другую сторону границы, проходящей по реке Уссури, – лес и пограничные посты Японии. Тишина днем, кипучая жизнь ночью. А это время Сталинградской битвы, и каким будет исход – задумывались многие. Напряженной была обстановка и на пограничных заставах. Бесконечно подтягивались войска из сопредельного государства. Но выстояли, сдержали происки соседей-неприятелей. Еще долгих пять лет после окончания Второй мировой войны Иван Петрович служил на границе. После войны с Японией вылавливал остатки банд хунзузов, нес службу в знаменитом пограничном Хасанском отряде, затем в штабе. Заводилой был, гармонистом, комсомольским секретарем. Предлагали Ивану сверхсрочную, а за плечами-то у него уже 8 лет… Вышел на «гражданку». До самой пенсии водил паровозы и тепловозы. Начинал с кочегара, закончил машинистом. Со слезами расставался со своим «другом», тяжело, но годы брали свое, старые травмы не давали покоя. Вернулся в родные края, обосновался в Дубровке, построил дом. Зоркий и внимательный был человек, много лет отдавший служению людям.

Вот так, на основе воспоминаний Ивана Петровича и писем, которые прислали пограничники с заставы имени Краева в колхоз имени Крупской, мы увидели запись хронологии защиты Брестской крепости, то, как во все времена и на всех рубежах крепко стояли, как в песне «Три танкиста». Граница на крепком замке, благодаря стойкости и мужеству наших парней – славных пограничников. И в мирное время многие сибиряки охраняли границы – Иван Рожко, Георгий Кудрявцев, Виктор Прокудин и многие другие.

Яндекс.Метрика