Домоводство, садоводство, швейное дело: в Новосибирской области людей с ментальными нарушениями готовят к самостоятельной жизни
Кратко
Технологии сопровождаемого проживания, используемые в стационарных учреждениях Новосибирской области, подтверждают свою эффективность на практике.
Мастер-классы, интерактивные занятия, конкурсы и викторины – с помощью простых занятий в рамках сопровождаемого проживания молодых людей с ограниченными возможностями здоровья учат жить в обществе и формируют у них уверенность в себе.
Как рассказала в ходе пресс-тура 22 марта начальник управления семейной политики и защиты прав детей министерства труда и социального развития Новосибирской области Наталья Кузьмина, реализация различных прикладных программ и подходов реабилитации позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья поддерживать психическую и физическую активность, способствуя развитию интереса к самостоятельной жизни и взаимодействию с окружающими людьми. Технологии сопровождаемого проживания, используемые в стационарных учреждениях Новосибирской области, подтверждают свою эффективность на практике.
Ояшинский дом-интернат для детей инвалидов и молодых инвалидов, имеющих психические расстройства» – учреждение, подведомственное региональному министерству труда и соцразвития, где активно реализуется программа по подготовке к самостоятельной жизни молодых инвалидов. Сегодня в отделении социальной трудовой реабилитации проживает 138 молодых инвалидов в возрасте старше 18 лет.
Программа состоит из двух частей: теоретической и практической. На первом этапе ведется обучение основам правовой грамотности, ведения домашнего хозяйства, здорового образа жизни, закрепления навыков по социально-бытовой ориентации. На уроках домоводства воспитанники отрабатывают навыки пользования электроприборами (стиральная машина, чайник, электрическая печь, микроволновая печь, холодильник, утюг и т.д), готовят простые блюда. В настоящее время по этой программе обучаются 13 человек.
Вторым практическим этапом подготовки молодых инвалидов к самостоятельной жизни является проживание воспитанника в учебной-тренировочной квартире в жилом многоквартирном доме, расположенном в шаговой доступности от учреждения. Кандидаты для проживания в учебно-тренировочной квартире – это молодые дееспособные и ограниченно дееспособные инвалиды, у которых есть потенциал к самостоятельному проживанию.
«Человеку с ментальными нарушениями важно чувствовать, что он участвует в полезном и нужном общем деле. В процессе активной жизнедеятельности преодолеваются психологические комплексы, формируются межличностные отношения. В результате повышается уровень социальной адаптации ребят, они начинают ощущать себя более самодостаточными», – добавила Наталья Кузьмина.