В сентябре 1945 года на советскую землю полностью пришел долгожданный мир – 3 сентября отмечается в мире окончание Второй мировой войны. Но достался он дорогой ценой. Жертвами войны стали более 27 миллионов человек, 1710 городов и 70 тысяч сел и деревень были стерты с лица земли, разрушены 32 тысячи предприятий, 65 тысяч километров железных дорог, 98 тысяч колхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Непосредственный ущерб советской экономике составил 679 миллиардов рублей. Народное хозяйство и тяжелая промышленность были отброшены минимум на десять лет назад.
К огромным экономическим и человеческим потерям добавился голод. Ему способствовали засуха 1946 года, развал сельского хозяйства, недостаток рабочих рук и техники, приведшие к значительной потере урожая, а также снижение поголовий скота на 40%. Населению приходилось выживать: варить борщ из крапивы или печь лепешки из листьев и цветков липы.
При подготовке материала, посвященного первым послевоенным годам, автор этих строк просматривала истории, которые довелось услышать от очевидцев в прошлые годы. Что-то было опубликовано, что-то осталось «за кадром», давайте вспомним с благодарностью еще раз тех, кто вынес все тяготы на своих плечах и возвёл страну в ранг великих держав.
«Мы верили в будущее…»
15 лет назад мы встречались с Интерной Михайловной Зенковой, чья судьба была ярким примером стойкости, трудолюбия и женского характера в послевоенные годы. Давно уже нет её в этом мире, а воспоминания – живы.
Девочке было пять лет, когда умерла мама. Отец, партийный работник, свято верящий в победу коммунизма, даже дочь назвал в честь Интернационала, но в чем-то провинился перед властью и был наказан — сослан в сибирскую деревеньку Сатурн поднимать новое хозяйство. Так Интерна стала жительницей маленького сибирского села, где, становясь старше, работала наравне со взрослыми. Такое было время.
Как-то по весне готовили семена на посев и перетаскивали на себе мешки с зерном из Пеньково в Сатурн. Доставка мешка с зерном оценивалась в краюху хлеба. Могут ли современники сегодня соизмерить цену хлеба и человеческой жизни?
Великая Отечественная война у каждого, пережившего её, осталась горьким воспоминанием. «Всего-то и было в Сатурне около 40 дворов, а не вернулись в родное село больше половины мужчин, — рассказывала тогда, в 2010-м при встрече Интерна Михайловна. — Провожали их всем селом, причитали женщины, цеплялись за своих мужиков. А неженатые молодые парни обнимали напоследок девчат и, бравадой скрывая свое волнение, отправлялись на фронт. Немногим из них потом довелось изведать человеческого счастья и обнять дивчину еще раз…»
Всегда сладок молодой утренний сон, да только не каждому знакома эта сладость. Не изведала её и Интерна. По утренней зорьке начинали косить в сенокосную страду травы, а в уборочную — пшеницу и рожь. И чтобы девчонки не отставали в работе, их ставили между взрослых колхозниц — одна впереди косит, а другая позади не дает замедлить этот ход.
«Когда Сатурн в Пеньково перевели — легче стало немного…». В Пеньково Интерна Михайловна пошла работать дояркой. Фермы к тому времени уже начинали оборудовать технологическими по тем временам новинками, которые частенько выходили из строя. Были случаи, когда приходилось сдавать больше 150 литров молока, выдоенного вручную. «Но жизнь-то налаживалась, молодость брала своё, и мы верили, что впереди нас всех ждёт только хорошее…»
Она открывала ГЭС
Война только что отгремела, но очередную пятилетку никто не отменял. В марте 1946 года принимается четвертый пятилетний план на 1946-1952 годы. Его цели — амбициозные: не только достичь довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, но и превзойти его.
На советских предприятиях царила железная дисциплина, обеспечивавшая ударные темпы производства.
Перед глазами письмо Л. Рукавишниковой, датируемое 2015 годом, в котором она рассказывает об Антонине Михайловне Шалагиной, чья молодость пришлась на годы восстановления послевоенной разрухи.
«В годы Великой Отечественной войны, когда одна сестра уже работала на шахте, а другая – на лесоповале, Тоня еще училась в школе. Но в 1943-м, зимой, пришла повестка и ей: явиться с вещами на сборный пункт в с. Егорьевск. Время военное: ослушаться нельзя, и никакие доводы, оправдания и отговорки («школу бы закончить») не подействуют.
Набралось их по повесткам пять девчонок для учебы в ФЗО Новосибирска. Сложили в конные сани свои котомки и пошли пешком впереди лошади – торить для нее дорогу по глубокому целинному снегу. Дошли до Бочкарей. Все мокрые, уставшие, голодные. Одна из девчонок даже обморозилась. Немного отдохнули, обсохли, перекусили – и снова в путь. До Черепанова, до железной дороги. Босоногое, полуголодное, но все же счастливое (потому что рядом с родными, любимыми людьми – отцом, матерью, сестрами) детство закончилось.
Практику будущие электрослесари проходили под присмотром опытных мастеров на строительстве театра оперы и балета. Лазили и по крыше, и внутри здания: проводили проводку. Это сейчас театр оперы и балета – один из символов Новосибирска, как уникальное, прекрасное архитектурное сооружение. Он строился в годы Великой Отечественной войны, а тогда служил еще и символом несокрушимой, непоколебимой веры в Победу.
Когда Тоня после войны вернулась в Каменку, работала мотористом на шахте. Моторами качали и подавали воду на лебедку. В 1950 году шахту признали нерентабельной и закрыли. Старательскую артель реорганизовали в строительную «Стахановец» и перевели в Маслянино строить ГЭС на Переборе. Для сооружения плотины вручную молотами долбили валуны, на носилках таскали камни и щебень и засыпали насыпь между щитами. Когда наступил момент открытия ГЭС, стахановке Тоне Шалагиной было доверено право перерезать красную ленточку. После пуска электростанции Антонина осталась здесь работать турбинистом, дежурной щитовой.
В 1957 году начала подавать электроэнергию мощная Новосибирская ГЭС. Надобность в мелких станциях отпала, и постепенно ГЭС на Переборе прекратила свое существование. Антонина Михайловна перешла на работу в Энергосбыт. Наверное, не одну сотню километров она прошла в качестве контролера, проверяя показания счетчиков…»
Кровь и соль земли русской
И еще одно письмо от Любови Рукавишниковой от 2015 года. В письме строки о нашей землячке, отметившей вековой юбилей весной этого года – Екатерине Яковлевне Чекиной.
«Не найти, наверное, такой ручной работы какую бы за свою жизнь не выполняла Екатерина Яковлевна. И сеяла, разбрасывая семена руками из короба (отчего, иногда получалось где-густо, а где – пусто «при всходах)». И рвала – вязала лен. Вязала снопы за «лобогрейкой» (для всеобщего понимания: «лобогрейкой» народ окрестил жнейку. Впереди на коне возница тащил по полю жнейку. А при жнейке находился человек, который сбрасывал не стерню сжатые колосья примерно на сноп. Следом шли рабочие, вязали снопы и складывали их в суслоны. Потом скирдовали, и уже зимой молотили зерно, перетаскивая вручную всей бригадой молотилку от скирды до скирды (прицепные и самоходные комбайны появились позже). Косила, готовила сено — и для общественного скота, и для своей кормилицы. Молола зерно на комбикорм. Однажды выкопала (после работы!) 15 соток огорода за ведро картошки на семена.
… Василий Шукшин говорил, что его малограмотная мать умнее любого министра. Екатерина Яковлевна тоже относится к этой плеяде исконно мудрых от природы женщин, душой и кожей чувствующих, где правда и где ложь, где справедливо, а где нет.
Высокая, статная женщина с бархатно-чёрными мудрыми глазами, красивым певучим голосом, честная даже в мелочах, справедливая, умеющая искренне радоваться чужому счастью и искренне принимать чужую боль, как свою собственную — кровь и соль земли русской».
Всё смогли, всё сумели
В марте 1946 г. был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основные его задачи сводились к следующему: восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации; достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их. Хотя Сталин запретил проводить переписи населения после войны, демографы подсчитали, что в 1946 году в Советском Союзе из-за потерь, женщин было на 22 миллиона больше, чем мужчин. Кроме того, не менее 2 миллионов солдат вернулись тяжелыми инвалидами, не способными выполнять обычную работу. Поэтому восстановление разрушенной страны было в значительной степени задачей женщин. И они эту задачу выполнили. А еще — вырастили детей, помогали поднимать внуков и даже правнуков. Сильные и мужественные наши бабушки…
Подготовила Ольга КОШКИНА, на фото: Е. Я. Чекина

Редакция

Recent Posts

«Единство народов — сила страны»: муниципальная премия «Служение» ввела особую номинацию

III Всероссийская муниципальная премия «Служение», в которой ежегодно участвует Новосибирская область, в этом году расширила…

16 часов ago

Насыщенные выходные маслянинских футболистов

Прошлые выходные выдались насыщенными для маслянинских футболистов.

16 часов ago

Наступивший 2026 год принесет новый статус 29 тысячам жителей Новосибирской области

Все они станут пенсионерами. Соответствующие документы уже подготовлены.

16 часов ago

Неделя профилактики неинфекционных заболеваний прошла в Дресвянской школе

Неделя стала настоящим шагом к осознанному отношению к своему здоровью для каждого ученика.

17 часов ago

В рамках нацпроекта «Молодежь и дети» в регионе планируют создать образовательные кластеры по креативным индустриям и легкой промышленности

Создание образовательного кластера по отрасли «Искусство и креативная индустрия» в рамках федерального проекта «Профессионалитет» запланировано…

17 часов ago

«Асгард» по-сибирски

Долгожданная и всеми любимая патриотическая акция студенческих отрядов «Снежный десант» 27 января стартовала в Маслянинском…

17 часов ago