Во Франции изобрели формулу счастья. И деньги в нее не входят. Ну и пусть французы будут счастливы без денег! А мы-то понимаем, да, счастье не в купюрах и монетах, и даже не в их количестве.
Быть счастливым можно, правильно распоряжаясь своими финансами.
В школе этому обучают на специальном уроке по финансовой грамотности. Учитель начальных классов Маслянинской школы номер 2 Наталья Валерьевна Трухина так хорошо рассказывает детям про деньги, что, поучаствовав в региональном конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», вошла в тройку победителей в номинации «Финансовая грамотность»! И теперь этот урок войдет в сборник уроков по финансовой грамотности.
Наталья Валерьевна признается, что она вместе с учениками не ожидала победы, даже не надеялись – уровень соревнований высокий и много достойнейших соперников. Но когда она стала рассказывать о том, как ведет уроки, сразу стало понятно – победа досталась достойному кандидату за труд, талант, любовь к работе и детям.
От шкурок к купюрам
Тема урока, записанного на видео для конкурса, была о том, какие бывают деньги. Третьеклассники Натальи Валерьевны сначала подошли к общему понятию – что такое деньги? Ребята окунулись в историю и узнали, что когда-то в качестве денег люди использовали различные ценные ресурсы – шкуры животных, ракушки, бересту, рыбу, соль. Дети не просто слушали, как на лекции с монотонным «бу-бу-бу», они активно взаимодействовали с учителем. Например, уже без помощи Натальи Валерьевны они пришли к выводу о том, что однажды такой обмен стал просто невыгодным, и нарисовалась необходимость в универсальных деньгах. Сами подумайте, вот есть у вас соль, а у соседа рыба, вы поменялись, и толку? Как рыбу без соли-то?.. И дети поняли – теми самыми универсальными деньгами стали монеты и купюры.
Наталья Валерьевна тему объясняла не на пальцах, а на практике. Ее ученики, перейдя к вопросу о валюте, посмотрели и потрогали деньги разных стран, от бата из Таиланда до тенге из Казахстана. Ученикам было интересно играть в своеобразное лото с несколькими кошельками: в одном была иностранная валюта, в другом лежали родные рубли, а в третьем – те деньги, что уже вышли из обихода.
На уроках по финансовой грамотности во второй школе всегда присутствует интересный персонаж – Леша Копейкин, который помогает ребятам изучать новые темы. На конкурсном уроке Леша Копейкин отправился в путешествие. В поездке он покупал билет на автобус за наличные, расплачивался в магазине за печенюшки банковской картой, получал на руки чеки. Дети постоянно обсуждают, в каких ситуациях был прав и не прав Леша. Например, однажды он сделал дома уборку и потребовал с дедушки зарплату. Единогласно решили – тут мальчик поступил неправильно.
Тема денег всегда связана с моральным аспектом, с воспитанием. На уроках дети вместе со своим педагогом изучают различные литературные произведения, которые воспитывают в них высокие моральные качества и формируют правильное отношение к деньгам. Наталья Валерьевна поделилась, что, к сожалению, многие пословицы и поговорки, которые раньше были слышны на каждом шагу, сейчас детям неизвестны, а ведь это народная мудрость, приобретаемая тысячелетиями. Она объясняла ребятишкам значение пословицы «Копейка рубль бережет», а еще «Мал кусок да сладок». Приближаясь к концу урока, дети послушали притчу про мальчика, который был ленивым и никогда не трудился, поэтому не знал ценности деньгам. Чтобы научиться ценить заработанное, парню пришлось пройти тернистый путь. Иногда и такое нужно! А чтобы лучше запомнился материал, ученики, слушая рассказ Натальи Валерьевны, показывали по нему экспромт кукольного театра.
Оценивали прошедший урок ребята тоже в денежном эквиваленте. Нарисованном, конечно. В копилку складывали монетки по настроению. Желтые – все понравилось, все понятно, все интересно. Синие – есть сомнения, еще не все понятно. Красные – непонятно, неинтересно. Красных монеток в копилке не оказалось!
Деньги – это про жизнь
А ведь поначалу у Натальи Валерьевны были сомнения насчет нового предмета в далеком 2017 году. Именно тогда финансовую грамотность начали внедрять в начальных классах по указу Президента, выпускать учебники и методички. Педагог сначала расстроилась, так как не совсем понимала, как с малышами можно говорить о деньгах. Но когда начала вести, этот предмет очень ей полюбился: «Я сама многое узнаю, когда готовлюсь к урокам. Например, прочитала такую вещь, которая изменила мое отношение к деньгам. Это был вопрос: а замечали ли вы, что есть такие люди, которые получают много, но постоянно занимают, а есть такие, которые получают мало, но всегда при деньгах? И я задумалась, ведь на самом деле, можно финансами распорядиться так, что у тебя всегда будет «копейка».
Наталья Валерьевна старается обсуждать с учениками темы, которые больше всего пригодятся в жизни, в быту. Она объясняла простую формулу – приход должен быть больше, чем расход. Говорила с детьми о мошенниках, о том, что нельзя отвечать на звонки с незнакомых номеров. Рассказывала, как себя вести, если «зажевало» карту в банкомате, а вокруг, как назло, ни души. Разбирала с ребятами вопросы: что делать с рваной купюрой, почему не нужно выкидывать чеки, почему нельзя брать чужое.
Многому мы учимся, уже становясь старше. Те же чеки стали открытием не только для учеников Натальи Валерьевны, но и для их родителей. Многие не знали, что если ты купил просроченную сметану, то, сохранив чек, ее можно вернуть в магазин! И все равно, взрослыми многое пройдено, во многом есть финансовый опыт: импульсивные покупки, микрозаймы и кредиты, коммунальные платежи. Взрослые уже набили свои шишки, и все эти вещи кажутся такими простыми! Но дети только-только познают мир, им еще многое предстоит узнать, и Наталья Валерьевна, понимая это, объясняет им все эти простые вещи, чтобы в будущем они гораздо меньше получили горького опыта, чтобы были счастливы, умело распоряжаясь собственными финансами.
Не зря этот добрый и светлый человек и талантливый педагог уже мелькал на страницах нашей газеты – о Наталье Валерьевне писали благодарные родители и ученики, которые чувствуют подход к работе со всей душой, чувствуют вложенные силы и время, старания сделать из монотонного учебного процесса нечто захватывающее и запоминающееся.
Пусть Наталья Валерьевна пришла в школу всего девять лет назад, результат ее работы виден и слышен. Остается пожелать учительнице сохранить свою искру в работе и достичь новых успехов!
В Центре подготовки по спортивной гимнастике Евгения Подгорного стартовали традиционные соревнования гимнастов на призы нашего…
Экспорт рыбной продукции из рыбы, выловленной на водоемах Новосибирской области, благодаря господдержке значительно увеличился. Подробнее…
Мы все больше уходим в покупки дистанционно, совершая их через Интернет. А что делать, если…
Участников программы приветствовал Губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Он поздравил их с прохождением серьёзного отбора…
В Новосибирске впервые применили закон, позволяющий лишать приобретенного гражданства РФ за организацию незаконной миграции. Двое…
Работа над постановкой шла по партпроекту «Культура малой Родины» На сцене Новосибирского областного театра кукол…