Память

И вот был случай на войне

Дню Победы над фашисткой Германией посвящается.

Этот рассказ я услышал 30 лет назад. Работал я в Маслянинском АТП на бензовозе ЗиЛ-130 с прицепом, 20 лет горючее возил. ЗиЛ получил новый, в кабине доска приборов, ручной тормоз, клавиши вместо тумблеров уже были установлены от КамАЗа и тормоза тоже. Вскоре я вам расскажу, для чего я это подробно описываю.

Сентябрьским ветреным холодным днем я следовал на нефтебазу на станцию Посевная за горючим. На городской трассе за Черепановским постом ГАИ на обочине вижу, стоит пожилой мужчина, подымает руку, а машины идут потоком и никто не останавливается, не берет его – на городской трассе обычное дело. Ну, я вижу, человек посинел, замерз на ветру, остановился, хотя на бензовозе брать посторонних было строго запрещено. На свой риск остановился, и потом не пожалел. Открыл ему правую дверь изнутри. Дедок с щетиной на лице недельной давности, седой, такой проворный оказался, быстро вскарабкался в кабину, спросил:

— Сынок, ты в Посевную?

— Да, — ответил.

— Подкинешь? – говорит дедок. — А то никто не берет, я уже полтора часа стоять замерз.

— Подкину, — говорю.

Ну, он обсиделся, отогрелся, с живым интересом и блеском в глазах стал рассматривать кабину, доску приборов, рулевое, тормоза – всё это его заинтересовало. Спрашивает:

— Как машина называется?

— ЗиЛ-130, — говорю ему.

— А я, сынок, на войне шофером служил, на полуторке в автороте. Приборов в кабине было всего три, и тормоза механические, от усилия ноги работали. Но, тем не менее, на фронте машина была незаменимая. Проста в обращении и по грязи шла ходко, потому что на ходу легкая была.

И вот в один из фронтовых дней я получил от командира приказ: доставить в в/часть стратегический груз – танковый двигатель. А рембат стоял в тылу, километров за 70 от фронта. Дорога была неблизкая, да и опасная, простреливалась, а главное – немецкая авиация постоянно летала вдоль дорог. Было это в начале войны. Немецкие летчики были наглыми, гонялись, бывало, за одиноким пехотинцем, ну, а уж за машиной – это был особый интерес, охота!

Пехотной роте был придан танк, немцы в бою прямым попаданием снаряда вывели из строя двигатель, а в основном, танк был исправным. Через день готовилось на этом участке наступление, и танк должен быть на ходу для поддержки пехоты. Прибыл я в рембат благополучно. Загрузили двигатель в кузов, закрепили тросами через отверстия в полу кузова к раме машины надежно, основательно. Как потом выяснилось, правильно сделали, а то бы потерял я этот груз. Двигатель был из капремонта, обкатанный на стенде, на подставках, чтобы не погнуть поддон картера. Следую обратным рейсом, и вдруг — слышу шум и рев «мессера» над головой, он, гад, чуть «пузом» по кабине не чиркнул, налетел сзади, я его, сынок, и не видел. Развернулся впереди и пошел прямо мне влобовую! Как дал он, сынок, из крупнокалиберных пулеметов по мне почти что в упор! Пулеметные очереди и рев мотора в один миг пронеслись надо мной, на бреющем он, гад, шел, наглым был фашист, знал, что ответить мне нечем. Да, видно, от радости, что лёгкая добыча, прицел был не точным. Я ведь, сынок, тоже на месте не стоял, маневрировал как мог! Дорога была полевая, ухабистая, и я выжимал всё, что мог из своей полуторки, виляя из стороны в сторону, скорость была аж 70 километров в час. Для полуторки в то время – запредельная скорость. Может, поэтому немец промахнулся в первый заход. Дорога шла по полю, и свернуть, спрятаться, замаскироваться было негде. Немец на это, видимо, и надеялся! Правда, километрах в трех чернел хвойный лес, и я надеялся дотянуть туда, под кроны деревьев, там-то немец точно не пошел бы на бреющем. Он, сынок, в чистом поле герой, а когда ему, немцу, опасность или препятствие вроде леса, то он кверху дырой! У них же инструкция, устав, а по-другому они, сынок, мыслить не умели. Недаром они про нас говорили: «Русская голь на выдумку хитра!»

Немец сзади сделал разворот, лёг на боевой курс, на этот раз он, видимо, хорошо взял в прицел. Наверное, пулеметы были расположены на «мессере» по бокам, как потом оказалось, в аккурат по боковым бортам кузова пули пришлись, а кабина поуже кузова, это и спасло меня! Вторую, длинную очередь, он дал прицельно, и борта боковые крупнокалиберными пулями срезал он, как бритвой!

Опять и пули, и рев над головой на бреющем оглушили меня! Самолет пролетел дальше вперед. Не веря, что я живой и невредимый, я повернул голову в заднее окно, смотрю: бортов боковых нет, а задний без них открылся и болтается на ходу! Я с замиранием сердца глянул на двигатель, а он, сынок, стоит в кузове как вкопанный, целехонький! Хорошо его механики-ремонтники закрепили, надежно, не поленились, а то я бы без бортов да на такой скорости с маневрами точно потерял бы его!

А немец тем временем развернулся, залетел снова сзади, а до спасительного леса уже немного оставалось, видимо, он, немец, тоже это понял, хотя у него в мозгах одна извилина, и та от русской тяпки – прямая! Но сообразил, гад, и дал очередь пониже, по задним скатам, а сам снова с ревом надо мной пролетел. Сдулась моя полуторка, сразу ход потеряла! Дошел я до первой скорости, выглянул в дверцу, сынок, а от скатов сзади одни лохмотья! На ободах еду, не останавливаюсь, хоть на пустых дисках, а идет на первой скорости наша русская полуторка. Ну, думаю, сейчас я стану легкой добычей для фашистского коршуна! Скорости и маневра у меня уже нет, а немец развернулся, пролетел на бреющем рядом с кабиной. Я, сынок, увидел даже его горбоносое лицо в шлемофоне, осклабившегося в лошадиной, длиннозубой улыбке, и помахал мне кулаком. Я ему, сынок, тоже непристойный жест махнул: «Что, сука, взял?»

Видимо, сынок, Бог меня спас: наверное у немца патроны закончились или горючее на исходе было, он по всей видимости с задания уже возвращался, а на меня случайно наткнулся. А до спасительного леса мне уже немного осталось. Дотянул я до него, полуторка кипит! Всё же на первой скорости и без скатов, на голых дисках – нагрузка на мотор большая!

Замаскировал я машину под ближайшее дерево, не веря, что сам я цел и невредим. А все-таки потом, сынок, страшно мне стало! Я один на один с целым самолетом на линии огня оказался! Он меня расстреливал словно в тире. Вышел я из кабины, осмотрелся – цел, даже ни царапины! Полез в кузов двигатель смотреть: цел и невредим двигатель. Очереди точно по бортам боковым кузову пришлись, в щепки их разнесло, а задние скаты пули разнесли в клочья, видимо, под углом, касательно он стрелял.

Думаю, немец или сам вернется, или своим по рации доложит, те прилетят и добьют. Стал кумекать – что делать? Двигатель, кровь из носу, ждут на передке, танк нужно восстановить, на завтра танку в бой! И вот, сынок, нашел я в лесу пеньки старые, стал «задок» у машины домкратить да подкладывать эти пеньки под заднюю балку. Снял задние пустые диски со ступиц и стал потом домкратить передние скаты, благо они остались целыми, подклал «сутунки», подвернувшиеся из валежника под руки в лесу, под переднюю балку. Снял передние колеса и по одному скату поставил назад, на ведущую ось, а передок остался на голых ступицах.

Уже вечерело. Думаю, немец побоится на ночь глядя прилетать, он только днем да при хорошей погоде герой! Поехал я на первой скорости, а что делать? Приказ надо во что бы то ни стало выполнять и стратегический груз – танковый мотор – любой ценой доставить на фронт!

Полуторка идет с надрывом, землю гребет передней балкой словно бульдозер – колес-то передних нет! А в лесу дорога излом да вывих. Вскоре закипел мотор, выкинуло воду из радиатора, а воды с собой нет – канистру с водой без бортов в кузове-то потерял, слетела при маневрах. Нашел ручей, дал мотору остыть, кружкой питьевой, что в кабине была, заливал, потому что ведро тоже из кузова вылетело. Ну, думаю, как дальше без воды ехать – мотор от перегрузок на первой скорости кипит раз за разом.

А у меня, сынок, в кабине была камера от колес запасная резиновая, возил с собой на всякий случай: с резиной в войну было плохо и запасок у нас не было. Взял я камеру, вырезал небольшое отверстие, нашел в ручье место поглубже и опустил туда камеру, она через отверстие и наполнилась водой. Повесил её на двигатель в кузове этим отверстием вверх, привязал веревкой, чтоб не пролилась – она не полная была, долил кружкой в камеру. Хороший, сынок, запас воды вышел, она еще раздулась и я много раз воды дорогой заливал, чтоб мотор не перегрелся, а то бы он заклинил.

Глубоким вечером, почти что ночью я прибыл в расположение части, вся рота пехотная выбежала меня встречать. Из рембата по связи передали, что я утром еще выехал и давно должен был уже приехать. Все смотрели на это чудо: полуторка без колес, «мордой» землю гребет, бортов боковых нет – одни щепки в шарнирах торчат, а передние крылья оторваны. И водитель – фронтовой шофер – живой. А главное  стратегический военный груз – двигатель танковый целехонек.

За ночь танкисты-ремонтники установили двигатель на танк, завели, опробовали. А утром танк пошел в бой!

Четыре огневых точки – ДОТЫ – подавил танк своим огнем из пушки и смял своей мощью броневой, своими гусеницами стальными. Тем самым спас десятки, а может и сотни солдатских жизней, душ пехотинцев. За это меня, сынок, командование Правительственной наградой наградило, медаль «За воинскую доблесть» получил!

Надо сказать, что я сам в своё время молодым солдатом служил в Советской Армии в ЗабВО, г. Кяхта, в 5 Гвардейской Краснознаменной Будапештской Танковой Дивизии. Моя дивизия во время Великой Отечественной войны освобождала Венгрию, взяла штурмом Будапешт, отсюда и название, и Гвардия, и Орден Боевого Красного Знамени. Гвардию Верховный присваивает боевым частям только за героические боевые сражения. В своё время меня боевые командиры учили: «Танк – это главная ударная сила сухопутных войск». И во время войны так было, и после, когда мы служили, и сейчас, в сегодняшней войне это главная ударная сила наших войск. Недавно наш Президент, Верховный Главнокомандующий сказал: «На «Леопардах» да «Абрамсах» — вражеских танках хорошо кататься, с комфортом. На резиновых гусеницах по грязи далеко не уедешь, завязнешь и мишенью станешь! А воевать хорошо на наших русских Т-90-«Прорыв», потому что у них огневая мощь, скорость и проходимость, а еще и в руках наших механиков-танкистов. Нашим русским танкам в мире равных нет!»

В рассказе, который был выше, наш солдат (к сожалению, имя я у него не спросил) и сам жив остался, и стратегический груз спас. И хоть без колес, но благодаря своей русской, солдатской смекалке, доставил двигатель до места назначения. Он совершил подвиг, выполнил Приказ. Любой ценой. У нас, у русских, и один в поле воин. Наш русский солдат где стоит, где сражается, там и поле его Куликово. Назад отступа нет! И наш русский солдат не убежал, не спрятался в кювете, не испугался, не струсил. Про таких говорят: «Мал золотник, да дорог». За это и награду получил. На таких солдатах наша Россия, наша Русь стояла, стоит и стоять будет, наши русские всегда били прусских, в них внутренний стержень, а значит – Победа!

Для справки

Перед началом разработки автомобиля, прозванного в дальнейшем «полуторкой», в Америке была приобретена техническая база на грузовик Форд-АА. Это было в конце 20-х годов. К тому моменту в Америке данный Форд трудился уже достаточно долго, и его можно было отправлять на пенсию. При конструировании грузовика на ГАЗе, некоторые узлы и агрегаты были доработаны.

Пришли 40-е года и ГАЗ-АА уже устарел.

На Горьковском автомобильном заводе машина производилась до конца 40-хх годов, включая проведенную модернизацию двигателя в конце 30-х, последний грузовик выехал из ворот завода в 50-х.

Стоит отдать должное и самой грузовой машине, и тем мужественным людям, которые ездили на ней, ремонтировали ее и доставляли необходимый груз в нужную точку. Все это происходило в крайне опасных, тяжелых и, порой, непредсказуемых условиях военного времени. Настоящим героем «полуторка» стала на Дороге жизни, обеспечивая снабжение и эвакуацию жителей блокадного Ленинграда.

Редакция

Recent Posts

Подведены итоги, обозначены задачи

Делегаты Местного отделения Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Маслянинского муниципального округа под руководством Главы Вячеслава Владимировича Ярманова…

17 часов ago

Первый паспорт Первых из рук первых лиц региона!

В Правительстве Новосибирской области в преддверии Дня Конституции Российской Федерации состоялась торжественная церемония вручения паспортов…

18 часов ago

Филиал Фонда «Защитники Отечества» по Новосибирской области помогает найти работу ветеранам СВО

Трудоустройство уволенных c военной службы ветеранов СВО осуществляется региональным филиалом Фонда «Защитники Отечества во взаимодействии…

18 часов ago

Частичка душевного тепла — для бойцов СВО

Своих не бросаем! Под таким девизом сегодня живет вся наша страна. Великая, необъятная страна. Педагоги…

22 часа ago

Наступил мандариновый бум?

В Сибирь привезли в 1,5 раза больше мандаринов, по сравнению с прошлым годом. Такие данные…

22 часа ago

Импортные лекарства могут исчезнуть из аптек

Согласно Стратегии развития здравоохранения РФ до 2030 года, в аптеках в Новосибирской области, как и…

23 часа ago